Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
по докладу судьи
при секретаре
Малахай Г.А.
Башинского Д.А., Лопаткиной Н.А.
Лопаткиной Н.А.
Масюке М.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ УПФ РФ в г. Армавире на решение Армавирского городского суда от 08.11.2012 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королева З.С. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г. Армавире о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ ответчика в установлении истице права получать ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ, обязав ответчика произвести все необходимые выплаты.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить как незаконное, необоснованное, указывая, что при рассмотрении суд не применил закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Королева З.С. является матерью военнослужащего Королева Р.И., погибшего при исполнении обязанностей военной службы 06.02.1996 в районе боевых действий в Чеченской Республике.
Военным комиссариатом г. Армавира Краснодарского края Королевой Р.И. 16.08.1996 выдано бессрочное удостоверение о льготах, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих и вкладыш к нему, подтверждающий право Королевой Р.И. на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", на родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Истица, на основании Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального Закона "О ветеранах" до 01 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", система социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот истице, как матери Королева Р.И., предоставлялась в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой, которая была установлена изначально в размере 150 рублей, а в настоящее время, в связи с индексацией - 1 917 руб. 33 коп.
Истица обратилась с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в г. Армавире Краснодарского края об установлении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Письмом УПФ РФ (ГУ) в г. Армавире Краснодарского края N 11.1-16279 от 09.10.2011 истице отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, со ссылкой на отсутствие у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия полагает, что отказ ответчика судом обоснованно признан незаконным, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 502-О признание данной нормы утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определённый прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объёма мер социальной защиты жён военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 с учётом приобретённого ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателем особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации в объеме, сопоставимом с объёмом ранее предоставлявшейся социальной защиты в натуральной форме.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие выплачивать ежемесячную денежную выплату родителям и жёнам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учёта ранее приобретённого ими правового статуса и обусловленного им объёма льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 в соответствии с предписаниями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и Закона СССР "О дополнительных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-ОП, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы приняты быть не могут.
Поскольку Королева З.С. до 01.01.2005 имела правовой статус, дающий ей право на получение льгот равных участникам Великой Отечественной войны, судом верно указано, что Королевой З.С. следует назначить и пересчитать ежемесячную денежную выплату, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жён военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. Впоследствии льготы, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не рассматривались и не подвергались сомнению компетентными уполномоченными органами.
При рассмотрении дела судом учтены доводы и возражения сторон, приняты все меры для объективного и всестороннего рассмотрения спора по существу заявленных требований. Необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу судом созданы. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы, указанные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание за их необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армавирского городского суда от 08.11.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ УПФ РФ в г. Армавире - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.