Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Шелудько В.В., Сидорова В.В.,
по докладу Сидорова В.В.,
при секретаре Лукки А.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района по доверенности Рубайло Л.А. на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф в деятельности администрации Новониколаевского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что администрация Новониколаевского сельского поселения не исполняет в полном объеме возложенные на нее обязанности по соблюдению законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф на территории сельского поселения, а именно: в сельском поселении не созданы местные, объектовые резервы материальных ресурсов, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, учебно-материальная база по вопросам подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требует совершенствования, так как не в полном объеме обеспечивает проведение занятий и тренировок, предусмотренных программами и планами. Отчетные документы по мероприятиям обучения населения способам защиты населения и территории и действиям при чрезвычайных ситуациях отсутствуют. Обучение неработающего населения носит формальный характер и проводится только путем вручения населению листовок. Не создана единая дежурно-диспетчерская служба.
По мнению прокурора, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в нарушении вышеуказанных требований законодательства РФ, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на обеспечение условий жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Новониколаевского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Обязать администрацию Новониколаевского сельского поселения в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства:
-установить и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-провести в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" обучение руководящего состава специалистов, работников администрации поселения и населения поселения, подготовить специалиста уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, провести учения и тренировки в поселении;
-создать согласно требованиям Закона Краснодарского края от 13.07.1998г. N 135-К3 "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ от 10.11.1996г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005г. N 967 "О резерве материальных ресурсов Краснодарского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006г. N 996-р "О создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Краснодарского края" местные, объектовые резервы материальных ресурсов; -создать единую дежурно-диспетчерскую службу. В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Малютина Н.А. поддержала доводы и требования указанные в заявлении в полном объеме.
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 06 ноября 2012 года суд признал незаконным бездействие администрации Новониколаевского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязал администрацию Новониколаевского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства (ФЗ от 21.12.1994г. N68-ФЗ, ФЗ от 12.02.1998г. N28- ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 года N131-Ф3):
- установить и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- провести в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.11.2000г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" обучение руководящего состава специалистов, работников администрации поселения и населения поселения, подготовить специалиста уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, провести учения и тренировки в поселении;
- создать согласно требованиям Закона Краснодарского края от 13.07.1998г. N 135-К3 "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ от 10.11.1996г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005г. N 967 "О резерве материальных ресурсов Краснодарского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006г. N 996-р "О создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Краснодарского края" местные, объектовые резервы материальных ресурсов;
- создать единую дежурно - диспетчерскую службу.
С указанным решением суда представитель администрации местного самоуправления не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Калининского районного суда Краснодарского края от 06 ноября 2012 года, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявитель мотивирует тем, что судом был неверно истолкован закон подлежащий применению, поскольку администрация района не бездействует, а выполняет требования действующего законодательства исходя из наличия средств бюджета.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф в деятельности администрации Новониколаевского сельского поселения, в ходе которой установлено, что администрация Новониколаевского сельского поселения не исполняет в полном объеме возложенные на нее обязанности по соблюдению законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф на территории сельского поселения.
Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно в установленном порядке осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.1997г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В силу ст. 6 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в места- массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Положением ст. 8 ФЗ РФ от 12.02.1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
Пунктом 2.3.3. Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных территориальных подсистем единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.03.2005 года N125 определена готовность систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях. Одним из условий готовности к выполнению задач являете,- создание территориальной автоматизированной системы центрального оповещения охватывающей не менее 80% населения, проведение работ по ее развитию (реконструкции) и проведения мероприятий по обеспечению ее постоянной готовности, организация оповещения населения, не охваченного средствами автоматизированной системы центрального оповещения.
Из материалов дела следует, что при проведении прокуратурой проверки установлено, что на территории сельского поселения имеется 1 электросирена и 1 громкоговоритель, установленные на здании администрации сельского поселения. При этом в населенных пунктах входящие в состав сельского поселения отсутствует звуковое оповещение (электро - либо ручные серены отсутствуют). Оповещение населения в основном возложено на специалистов по делам гражданской обороны и квартальных, что явно недостаточно и, в свою очередь, не обеспечивает своевременное и полное оповещение населения. Также недостаточно технических средств оповещения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005г. N 967 "О резерве материальных ресурсов Краснодарского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о резерве материальных ресурсов Краснодарского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, номенклатура и объем резерва материальных ресурсов Краснодарского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рекомендовано главам муниципальных образований, руководителям предприятий и организаций Краснодарского края до 01.11.2005 года создать соответственно местные, объектовые резервы материальных ресурсов, утвердить их номенклатуру и объем.
Между тем, как следует из материалов дела, в Новониколаевском сельском поселении не созданы местные, объектовые резервы материальных ресурсов.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Однако, администрацией Новониколаевского сельского поселения органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не созданы, доказательств обратного, в силу ст. 61 ГПК РФ, суду не представлено.
Кроме того, пунктом 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрены мероприятия по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а именно для работающего населения, для неработающего населения и для обучающихся.
Материалами дела установлено, что на территории поселения учебно-материальная база по вопросам подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требует совершенствования, так как не в полном объеме обеспечивает проведение занятий и тренировок, предусмотренных программами и планами. Отчетные документы по мероприятиям обучения населения способам защиты населения и территории и действиям при чрезвычайных ситуациях отсутствуют. Обучение неработающего населения носит формальный характер и проводится только путем вручения населению листовок.
Более того, в Новониколаевском сельском поселении не созданы местные, объектовые резервы материальных ресурсов.
Так, постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (далее Положение о ДДС).
Согласно п. 22 указанного Положения, информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматической информационно - управляющей системы, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение обработку, анализ и передачу информации.
Материалами дела достоверно подтверждается, что в Новониколаевском сельском поселении не создана единая дежурно-диспетчерская служба.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают бездействие администрации Новониколаевского сельского поселения, выразившееся в нарушении требований законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на обеспечение условий жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку обстоятельства, изложенные в материалах дела, полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, в то же время, администрация местного самоуправления не представила суду достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии бездействия администрации в части соблюдения требований законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку в суде первой инстанции они были предметом исследования, им была дана надлежащая правовая оценка, которая не вызывает сомнений в своей правильности.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района по доверенности Рубайло Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.