Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Поповой Е.И.,
судей краевого суда: Палянчук Т.А., Рыбиной А.В.,
при секретаре Лесных Е.А.,
по докладу судьи Рыбиной А.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края на решение Северского районного суда Краснодарского края от 13 ноября 2012 года
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд обязать Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края произвести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Иль в районе " адрес обезличен " и обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Ильского городского поселения принять меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе " адрес обезличен ". Требования мотивированы тем, что прокуратурой Северского района по обращению граждан - жителей Ильского городского поселения произведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обрушении берега реки " адрес обезличен ". В ходе проверки с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, департамента по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления установлено, что имеет место чрезвычайная ситуация муниципального характера по обрушению берега реки Иль в районе " адрес обезличен " в результате негативного воздействия вод, имеется реальная угроза обрушения земельных участков граждан. Однако Департаментом не приняты меры по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод. Администрацией Ильского городского поселения Северского района не принято мер по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации, а лишь установлен факт обрушения берега. Возникшая чрезвычайная ситуация нарушает права неопределенного круга граждан на защиту жизни и здоровья и личного имущества в случае обрушения берега реки Иль, поскольку последствия обрушения берега длиной более 50 метров в ходе паводков не предсказуемы. Могут пострадать не только собственники домовладений и земельных участков, но и члены их семей, гости и граждане, которые могут непосредственно находиться в районе " адрес обезличен ".
Представитель администрации МО Северский район Кулисова Т.П. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что в настоящее время в " адрес обезличен ", несмотря на тенденцию к обрушению берега реки Иль, критериев чрезвычайной ситуации нет.
Представители администрации Ильского городского поселения Северского района, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, Управления Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Федерального агентства водных ресурсов, уведомленные надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание, не явились.
Обжалуемым решением Северского районного суда Краснодарского края от 13 ноября 2012г. исковое заявление прокурора Северского района удовлетворено. На Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края возложена обязанность провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Иль в районе " адрес обезличен ". На администрацию МО Северский район и администрацию Ильского городского поселения возложена обязанность принять меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края просит решение суда отменить как вынесенное без учета значимых для дела обстоятельств, с нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края по доверенности - Расулову М.Г., просившую удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда, а также мнение прокурора Руденко М.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно информации Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 21 июня 2012 года, был проведен осмотр участка, расположенного по адресу: " адрес обезличен ". В результате выезда на место проведен осмотр водоохраной зоны " адрес обезличен " участок с жилым домовладением и хозяйственными постройками по " адрес обезличен " и примыкает к ее правому берегу; расстояние от бровки берега до границы земельного участка (забора) 6-8 метров, до домовладения - 20 метров. Наблюдается негативное воздействие вод, подмыв правого берега реки с последующим разрушением берега. Протяженность обрушения берега реки более 50 метров происходит вдоль всего земельного участка, захватывая прилегающие соседние участки " адрес обезличен ". В русле реки растет кустарниковая растительность и молодые деревья, также установлен факт захламления русла реки ветками деревьев и разным мусором, что может повлечь затруднение прохода воды.
Согласно информационному письму Департамента по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, 21 июня 2012 года комиссионным обследованием с участием представителей Департамента, кубанского бассейнового водного управления, прокуратуры " адрес обезличен ", было установлено, что в зону обрушения береговой линии " адрес обезличен " попадают земельные участки 3-х домовладений; расстояние до ближайшей постройки составляет не более 15-20 метров.
Река Иль является федеральной собственность и протекает по территории Краснодарского края.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 10 ст.25 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, основанными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенции является обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач в области восстановления и строительства жилых домов, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 1.1. Положения "О департаменте по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края", утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 марта 2012 года N333, департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности, использования и охраны водных объектов (водных отношений).
Согласно п.2 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, совместно с органами местного самоуправления, обязаны провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Иль, так как имеет место чрезвычайная ситуация муниципального характера по обрушению берега реки Иль в районе " адрес обезличен " в результате негативного воздействия вод, что в свою очередь создает реальную угрозу обрушения земельных участков граждан.
При таких обстоятельствах, решение Северского районного суда от 13 ноября 2012г. является законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северского районного суда Краснодарского края от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.