Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Казакова Д.А.,
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Якуба М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя ФКУ ДСД "Черноморье" по доверенности Жур О.Н., представителя СКУ Ростехнадзора по доверенности Попова Е.А. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гочян А.М., Карибова Т.В., Левицкая И.М., Тимерханова А.Р. обратились в суд с заявлением о признании действий (бездействий) Северо-Кавказского управления Ростехнадзора Сочинского отдела строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" незаконными; понуждении принятия комплекса мер, направленных на обязание Заказчика в соблюдение 5-ти метровой величины санитарно-защитного разрыва от строящегося сооружения до объекта нормируемой жилой застройки по ул.Мира, установленного требованиями положительного заключения государственной экспертизы N 791-08ГГЭ-5828/04 от 02.12.2008г.
В обоснование требований указано, что с 2009 начато строительство объекта олимпийского значения - "Транспортная развязка "Адлерское кольцо на разных уровнях", которое проходит с нарушением 5-ти метрового санитарно-защитного разрыва до жилых домов.
В судебном заседании заявитель Карибова Т.В., действующая в своих интересах, а также в интересах заявителей Гочян A.M., Тимерхановой А.Р., по доверенности настаивала на удовлетворении заявленных требований, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Заявитель Левицкая И.М., заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Северо-Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Попов Е.А. заявленные требования не признал, просил суд отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья федерального дорожного агентства" по доверенности Сабатов Ф.Р. по существу заявленных требований возражал, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи от 12 ноября 2012 года частично удовлетворени требования Гочян Анны Михайловны, Карибовой Татьяны Витальевны, Левицкой Ирины Михайловны, Тимерхановой Альфии Раисовны о признании действий (бездействий) Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" незаконными; понуждении принятия комплекса мер, направленных на обязание Заказчика в соблюдение 5-ти метровой величины санитарно-защитного разрыва от строящегося сооружения до объекта нормируемой жилой застройки по ул. Мира, установленного требованиями положительного заключения государственной экспертизы N791-08ГГЭ-5828/04 от 02.12.2008г.
Суд признал бездействие Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" - незаконными. Суд также обязал Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору принять меры по устранению противоречий в проектной документации объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и положительном заключении государственной экспертизы N 791-08ГТЭ-5828/04 от 02.12.2008г. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционных жалобах представитель ФКУ ДСД "Черноморье" по доверенности Жур О.Н., представитель СКУ Ростехнадзора по доверенности Попов Е.А. просили решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционные жалобы Гочян А.М., Карибова Т.В., Левицкая И.М., Тимерханова А.Р. просили жалобы оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФКУ ДСД "Черноморье" по доверенности Жур О.Н., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, Гочян А.М., Карибову Т.В., Левицкую И.М., поддержавших доводы возражений на жалобу, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора в ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и обязании принять меры по устранению противоречий в проектной документации объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и положительном заключении государственной экспертизы N 791-08ГТЭ-5828/04 от 02.12.2008г., суд первой инстанции сделал вывод о том, что требования о 5-ти метровой величине СЗР, установленные Главгосэкспертизой не выполнены.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, полагая его несостоятельным.
Так, государственный строительный надзор в ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. N54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
01.10.2012г. Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в отношении объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" выдано заключение N 5-22-20-21 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства N54 от 01.02.2006 г. "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или с заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
В соответствии с ч.12 ст.49 ГрК РФ, в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации, застройщик, технический заказчик или их представитель в течении трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительно власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительно власти.
Таким образом, вышеуказанными нормами не предусмотрено обжалование либо предъявление требований о внесении изменений в заключение государственной экспертизы проектной документации органом, осуществляющим государственный строительный надзор.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным бездействия Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора в ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях".
Согласно п. 10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.05.2011 года за N63-ОИ утверждена документация по планировке территории для размещения олимпийского объекта транспортной инфраструктуры федерального значения "Адлерское кольцо", которая не содержит границ санитарно-защитной зоны.
Из материалов дела следует, что строительство транспортной развязки "Адлерское кольцо" велось на основании разрешительной документации: заключения государственной экспертизы проектной документации N 791-08/ГГЭ-5828/04 от 02.12.2008.; заключения государственной экологической экспертизы от 03.10.2008. N 16; заключения государственной экологической экспертизы от 02.11.2011. N 2282; разрешения на строительство N 03-1/19 от 30.03.2009.
В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы).
В соответствии со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на категории. Автомагистралью называется автомобильная дорога категории 1-а. Транспортные развязки - пересечения автомобильных дорог и примыкания, выполненные в одном или в разных уровнях.
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодора) от 09.02.2009. N 26-р "Об утверждении рабочего проекта "Строительство транспортной развязки "Адлерское кольцо" на разных уровнях" категория дороги иная - магистральные улицы регулируемого движения.
Таким образом, объект олимпийского строительства "Автомобильная транспортная развязка "Адлерское кольцо" на разных уровнях" не попадает под действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (указанного в заключении эксперта N0.299 от 27.07.2012г.) в связи с чем, зона санитарного разрыва для данного объекта не устанавливается.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с материалами раздела "Охрана окружающей среды", получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы от 02.11.2011г. N2282, были произведены расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и шумового давления на период строительства объекта и в период эксплуатации. Результаты указанных расчетов показали, что после введения в эксплуатацию транспортной развязки уровень загрязнения атмосферного воздуха будет соответствовать санитарным нормам, а уровень шума после установки шумозащитных экранов будет соответствовать санитарным нормам на период до 2027 года, в связи с чем, необходимости в установлении санитарного разрыва не имелось.
Строительство указанного объекта осуществлялось Застройщиком - ФКУ ДСД "Черноморье" в полном соответствии с согласованной проектной документации, утвержденной положительным заключением государственной экспертизы N 791- 08/ГГЭ -5828/04 от 02.12.2008г., что подтверждается актом итоговой проверкой от 27.09.2012г. N 473-22-20-18, по итогам которой, 01 октября 2012г. ФКУ ДСД "Черноморье" выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденные распоряжением Северо-Кавказского управления от 10.10.2012г. N 4548-р.
Кроме того, в материалы дела представлено разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.12.2012г. N03-1/139. Данное разрешение выдано ФКУ "Дирекции по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" объекта капитального строительства "Транспортная развязка "Адлерское кольцо" на разных уровнях.
Таким образом, Северо-Кавказским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полностью реализованы все необходимые функции по строительному надзору объекта "Транспортная развязка "Адлерское кольцо на разных уровнях", возложенные Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, которым утвержден Порядок исполнения государственных функций по осуществлению государственного строительного надзора, закрепленный Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о бездействии Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора в ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и необходимости принятия мер по устранению противоречий в проектной документации объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и положительном заключении государственной экспертизы N 791-08ГТЭ-5828/04 от 02.12.2008г., не подтверждаются материалами дела и не основаны на законе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 ноября 2012 года, и полагает его отменить в части удовлетворения судом первой инстанции требований, заявленных Гочян А.М., Карибовой Т.В., Левицкой И.М., и Тимерхановой А.Р..
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия полагает необходимым принять новое решение в части, которым отказать в удовлетворении требований, заявленных Гочян А.М., Карибова Т.В., Левицкая И.М., Тимерханова А.Р. о признании незаконным бездействие Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора в ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и обязании Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору принять меры по устранению противоречий в проектной документации объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и положительном заключении государственной экспертизы N 791-08ГТЭ-5828/04 от 02.12.2008г.
В остальной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адлерского районного суда г.Сочи от 12 ноября 2012 года отменить в части.
В данной части вынести по делу новое решение.
В удовлетворении требований Гочян А.М., Карибова Т.В., Левицкая И.М., Тимерханова А.Р. о признании незаконным бездействие Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления функций государственного строительного надзора ходе реализации объекта капитального строительства - "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и обязании Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору принять меры по устранению противоречий в проектной документации объекта "Транспортная развязка Адлерское кольцо на разных уровнях" и положительном заключении государственной экспертизы N 791-08ГТЭ-5828/04 от 02.12.2008г., отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.