Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Казакова Д.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре Подгорновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску Воробьева Михаила Юрьевича к Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить земельный участок в собственность с апелляционной жалобой директора Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар - Калугиной Е.Ю. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьев М.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар обязать предоставить ему в собственность без оплаты земельный участок, общей площадью 950 кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что, как ветеран боевых действий - военнослужащий, уволенный с военной службы, общая продолжительность которой составляет более 10 лет, по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, он в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий имеет право на выделение ему земельного участка в собственность в порядке дополнительной социальной гарантии для лиц указанной категории.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: обязать Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар предоставить без оплаты в собственность Воробьеву М.Ю. земельный участок, общей площадью 950 кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе директор Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар - Калугина Е.Ю. просит отменить данное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, в Краснодарский краевой суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, доказательств, подтверждающих уважительность таких причин, не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, судебная коллегия находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд, прежде всего, исходил из того, что Воробьев М.Ю. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность которой составила более 10 лет, в связи с чем, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений, он имеет право на обращение в орган местного самоуправления за выделением земельного участка в собственность, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, и ветеран боевых действий, в порядке предоставления последнему дополнительных социальных гарантий.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, и, следовательно, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей установлены социальные гарантии и компенсации.
При этом военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 23 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями: без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Закона.
В соответствии с Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, Воробьев М.Ю. является военнослужащим, уволенным с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, при этом, продолжительность военной службы последнего составляет более 10 лет.
Кроме того, судом дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что заявитель, нуждается в улучшении жилищных условий и является ветераном боевых действий.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования Воробьева М.Ю. являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда - мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар - Калугиной Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.