Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Егоровой И.В.,
при секретаре Каримовой Л.К.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 октября 2012 года
по иску Хасьянова Э.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии и включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Хасьянов Э.А. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что он работает в системе здравоохранения с 1976 года. Его специальный медицинский стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 30 лет. Решением
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани N 127 от 27 июля 2012 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку периоды его работы с 2 января 1990 года по 6 июня 2011 года в должности главного врача МУЗ "Детская городская консультативно-территориальная поликлиника N" не включены в подсчет специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии.
Считает решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани от 27 июля 2012г. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и нарушающим его права, просит период его работы с 2 января 1990 года по 6 июня 2011 года в должности главного врача МУЗ "Детская городская консультативно - территориальная поликлиника N" включить в специальный стаж и назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии по старости - с 18 июля 2012 года.
В судебном заседании Хасьянов Э.А. его представитель по доверенности Панькова Л.И. иск поддержали. Представитель ответчика Бурова Н.Н. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 29 октября 2012 года исковые требования Хасьянова Э.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани просит отменить по основаниям нарушения норм материального права, поскольку в спорный период Хасьянов Э.А., занимая должность главного врача лечебной деятельностью не занимался.
Заслушав докладчика, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани Бурову Н.А., поддержавшую апелляционную жалобу, Хасьянова Э.А. и его представителя по доверенности Паньковой Л.И. возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения которым право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют врачи, руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.
Установлено, что Хасьянов Э.А. 18 июля 2012 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения по пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку его стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 30 лет.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани от 27 июля 2012 года N127 ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку из данного стажа истца исключен, период его работы со 2 января 1990 года по 6 июня 2011 года в должности главного врача МУЗ "Детская городская консультативно-территориальная поликлиника N", по тем основаниям, что в данный период работы в должностные обязанности главного врача Хасьянова Э.А. не входило осуществление лечебной деятельности.
Удовлетворяя исковые требования о зачете в специальный стаж периодов работы Хасьянова Э.А. в должности главного врача МУЗ "Детская городская консультативно-территориальная поликлиника N" в оспариваемые периоды времени, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Перечнем соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 337 главный врач относится к врачебной должности, а организация здравоохранения и общественное здоровье относится к врачебной специальности.
Согласно сведениям трудовой книжки Хасьянов Э.А. работал в должности главного врача МУЗ "Детская городская консультативно-территориальная поликлиника N" со 2 января 1990 года по 6 июня 2011 года.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о незаконности назначения Хасьянову Э.А. досрочной пенсии по старости по тем основаниям, что он непосредственно не занимался лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, являются несостоятельными и опровергаются доказательствами, исследованными судом.
В период с 2 января 1990 года по 6 июня 2011 года главный врач Хасьянов Э. А. на основании приказов по учреждению здравоохранения, исследованных судом, являлся председателем лечебно-контрольной комиссии, председателем Медицинского Совета, Совета медицинских сестер, к компетенции которых в соответствии с соответствующими Положениями относилось решение вопросов по улучшению организационных форм деятельности отделений и служб поликлиники, обсуждение вопросов повышения качества лечебно-диагностического процесса, преемственности со стационарами, станцией скорой и неотложной медицинской помощи, перспективных планов модернизации поликлиники, заслушивание отчетов о работе отделений и служб поликлиники, комиссии по изучению летальных исходов, Совета медицинских сестер, обсуждение тем и планов научных исследований, выполняемых сотрудниками поликлиники, анализ врачебных ошибок, допущенных при лечении и диагностике, реабилитации больных, разработка рекомендаций по устранению ошибок и повышения качества оказания медицинской помощи детскому населению.
Главный врач поликлиники на основании приказа N 2 от 11 января 2011 года по "Детской городской поликлинике N" являлся председателем комиссии по изучению случаев летальных исходов, в сферу деятельности которой, относилось решение вопросов анализа медицинской документации на умерших, организации проведения 1 этапа экспертизы.
Должностной инструкцией главного врача предусмотрены проведение мероприятий, направленных на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также снижение общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, детской заболеваемости, осуществление организации по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению, разработка и осуществление основных мероприятий в области профилактики заболеваний, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий среди населения; главный врач несет ответственность за постановку и уровень врачебной экспертизы, осуществляет контроль за правильностью поставленных диагнозов, обоснованности выдачи больничных листов, проверяет истории болезни и дает по ним заключения.
Указанные доказательства, представленные истцом, позволяют сделать вывод о том, что в спорный период Хасьянов Э.А., занимая должность главного врача поликлиники осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана полная и объективная оценка всем представленным доказательствам по делу.
Ограничение права Хасьянова Э.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в статье 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, Федеральным законодательством не определены ограничения на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, в связи с чем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании незаконным отказа пенсионного фонда в назначении пенсии заявителю, поскольку пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения должна назначаться в зависимости от вида деятельности.
Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Таким образом, специальный медицинский стаж Хасьянова Э.А., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент обращения в пенсионные органы 18 июля 2012 года составлял более 30 лет, в связи с чем, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованно обязал пенсионные органы назначить истцу трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.