Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Сухачевой Т.Ю,
при секретареБоковой А.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации вАхтубинском районе Астраханской области
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 ноября 2012 года по иску Штондиной Л.В. ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районеАстраханской области о признании отказа в назначении пенсии по старости незаконным и включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Штондина Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей необоснованно отказано в назначении пенсии, связанной с лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения. Из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, время работа в должности заведующей здравпунктом хлебозавода и кирпичного завода.Считает, что ответчиком нарушено ее право на получение досрочной пенсии, поэтому просит признать решение пенсионных органов незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, то есть с 20 августа 2012 года.
В судебном заседании Штондина Л.В., ее представитель Андреева О.Ф.исковые требования поддержали.
Представитель Управления Пенсионного фонда вАхтубинскомрайоне Астраханской области участия в судебном заседании не принимал.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 ноября 2012 года исковые требования Штондиной Л.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вАхтубинском районеАстраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку курсы повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как не являются периодами работы, выполняемой по специальности постоянно в течение полного рабочего дня. Должность заведующей здравпунктом не поименована Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поэтому период работы в здравпункте хлебозавода и кирпичного завода зачету в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости не подлежит. Просит решение суда отменить, отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Штондина Л.В. и представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации вАхтубинском районе Астраханской области направили в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа игородах не менее 30 лет, независимо от их возраста.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются врачи - специалисты всех наименований, осуществляющие врачебную деятельность в больницах всех наименований и медицинские сестры учреждений здравоохранения, предусмотренных Списком.
Доводы жалобы о том, что Штондина Л.В. не имеет права на назначение льготной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, являются необоснованными.
Так, в подсчет специального стажа не включены периоды нахождения истца на специализации. Признавая незаконность действий ответчика в этой части, суд правильно исходил из следующих обстоятельств.
На основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Аналогичная норма содержалась в статье 112 КЗоТ Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец, работая в должности медсестры травматологического отделения Ахтубинской районной больницы, затем патронажной медсестры детской поликлиники N и медсестры стоматологической поликлиники N в периоды с 1 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года с 27 мая 1996 года по 28 июня 1996 года, с 15 октября 2001 года по 17 ноября 2001 года, с 15 февраля 2006 года по 18 марта 2006 года находилась на курсах повышения квалификации.
Суд обоснованно, с учетом требований законодательства Российской Федерации, включил в специальный стаж для назначения льготной пенсии указанные периоды, поскольку во время нахождения на специализации за работником сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовыхпенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
По правилам статьи 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, в стаж работы засчитываются периоды работы в учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от ведомственной подчиненности, то есть ранее действовавший закон о государственных пенсиях не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь вгосударственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работ в должностях и учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в специальный трудовой стаж при условии выполнения работы в объеме полной ставки.
В соответствии с пунктом 5 Примечаний Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Вместе с тем, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Удовлетворяя исковые требования Штондиной Л.В., суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм, представленных документов, которыми подтверждаются спорные периоды работы истицы в должностизаведующей здравпунктом хлебозавода и кирпичного завода с 27 марта 1984 года по 31 марта 1985 года, обоснованно сделал вывод об обязании ответчика включить указанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами.
При разрешении спора судом первой инстанции установлены все значимые для дела обстоятельства, правильно применены нормы материального права, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у Штондиной Л.В. необходимого 30-летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованно обязал пенсионные органы назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, с 20 августа 2012 года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 ноября2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.