Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.,
судей областного суда: Авериной Е.Г., Мальмановой Э.К.,
при секретаре: Каримовой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития и труда Астраханской области
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 ноября 2012 года
по исковому заявлению Климухина С.А. к ГУ Астраханское региональное отделение ФСС РФ, Министерству социального развития и труда Астраханской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Климухин С.А. обратился с иском, указав, что является *** и имеет право на приобретение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Его реабилитационной программой предусмотрено обеспечение его лестничным подъемником. Данное техническое средство приобретено за счет собственных средств. При обращении к ответчикам за компенсацией стоимости приобретенного подъемника со стороны Министерства социального развития и труда Астраханской области ему оплачена половина его стоимости в рамках оказания материальной помощи. Просит взыскать с ответчиков оставшиеся денежные средства в сумме *** рублей.
В судебном заседании представитель Климухина С.А. по доверенности адвокат Штонда Е.В. исковые требования поддержала.
Представители ГУ Астраханского регионального отделения ФСС РФ Железнова Е.О., Павлов Р.В., представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области Лаптев А.А. иск не признали.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 13 ноября 2012 года исковые требования Климухина С.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития и труда в Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку какой-либо нормативный акт, обязывающий Министерство предоставлять инвалиду бесплатно лестничный подъемник, отсутствует.
На заседание коллегии представитель ГУ Астраханского регионального отделения ФСС РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания не явился, возражений не представил, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области Лаптева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Климухина С.А. по доверенности адвоката Штонда Е.В., не согласившуюся с жалобой, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что Климухин С.А. является ***.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной *** к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, Климухину С.А. назначено техническое средство реабилитации в виде подъемника лестничного для кресла-коляски. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий назначено Министерство труда и социального развития Астраханской области.
ДД.ММ.ГГГГ Климухин С.А. заключил договор с *** на поставку подъемника для кресла-коляски стоимостью *** рублей. Данная сумма истцом оплачена, лестничный подъемник получен.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Астраханской области Климухину С.А. оплачено 50% стоимости подъемника в виде оказания материальной помощи.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Министерства оставшейся половины стоимости лестничного подъемника, районный суд правомерно исходил из следующего.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
В соответствии со статьями 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 февраля 2011 года) независимо от даты обращения за этой компенсацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Пункт 7 Правил предусматривает, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно положениям статей 10, 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на компенсацию расходов по приобретению технических средств реабилитации не ставится в зависимость от того, обращался ли инвалид с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации в натуре и ему было отказано; закон допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, - судебная коллегия считает, что выводы суда об обоснованности заявленного Климухиным С.А. иска законны и обоснованы.
Доводы Министерства социального развития и труда Астраханской области о том, что лестничный подъемник не может предоставлен истцу бесплатно, поскольку указанное средство реабилитации не входит в федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, а также обеспечение указанным техническим средством реабилитации не предусмотрено Постановлением правительства Астраханской области от 10 мая 2007 года N 170-П "О дополнительном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области", являются несостоятельными, поскольку нуждаемость Климухиным С.А. в лестничном подъемнике определена индивидуальной программой реабилитации с указанием конкретного исполнителя в лице Министерства социального развития и труда Астраханской области. Данное решение Министерством не обжаловано, а, следовательно, должно быть исполнено.
Рассматривая данный спор, районный суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.