Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в
составе:
председательствующего: Костиной Л.И.
судей областного суда: Ожеговой И.Б. и Авериной Е.Г.
при секретаре: Каримовой Л.К.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 ноября 2012 года по делу по иску Рыжовой З.И. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о признании права на ежемесячную денежную выплату, взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛА:
Рыжова З.И. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что является матерью погибшего 21 января 1981 года при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего Рыжова А.А. Как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, она пользовалась льготами. После внесения изменений в ФЗ N122 "О ветеранах" натуральные льготы заменены на денежную компенсацию - ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). При этом выплата с 1 января 2005 года истцу была назначена без учета того статуса, в сумме 150 рублей, вместо 1050 рублей. Право на получение выплаты, в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признано ответчиком только в 2007 года- с 4 апреля 2007 года, в связи с чем, образовалась задолженность за период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года в сумме ".....". Просила суд признать за ней право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года, обязать ГУ - УПФ РФ в Кировском районе произвести перерасчёт ЕДВ за период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года, взыскать в её пользу задолженность в сумме "....."
В судебном заседании истец Рыжова З.И. иск поддержала, представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Зайсунова И.П. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 23 ноября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. За истцом признано право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года, на ответчика возложены обязанности произвести перерасчёт ЕДВ за период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года, взыскана недополученная ежемесячная денежная выплата за период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года в размере ".....", расходы на оформление доверенности- ".....", в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Кировском районе ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что меры государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, для родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, установлены с 4 апреля 2007 года, в связи с чем, истцу верно назначена выплата с указанного времени.
На заседание судебной коллегии Рыжова З.И. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Бурову Н.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступившим в законную силу 01 января 2005 года) была осуществлена замена части льгот, предоставляемых в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являющихся получателями натуральных льгот.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Рыжова З.И. является матерью "....."., что подтверждается копией свидетельства о рождении.
...года Рыжов А.А. умер.
Из извещения военного комиссара N от ...года следует, что Рыжов А.А. в звании младшего сержанта, выполняя боевое задание, погиб 21 января 1981 года.
С 1 января 2005 года Рыжовой З.И. назначена ежемесячная денежная выплата на основании п. 1 ст.21 ФЗ "О ветеранах" в сумме 150 рублей.
23 января 2012 года истец обратилась с заявлением к ответчику об установлении ЕДВ в том же размере, что и участникам ВОВ, произвести перерасчет за период с 1 января 2005 года по 4 апреля 2007 года, однако письмом ГУ-УПФ РФ в Кировском районе от 31 января 2012 года ей отказано, поскольку
определение Конституционного Суда Российской Федерации N 331-О-П, которым разъяснено, что социальная выплата для матерей военнослужащих, погибших при исполнении военной обязанности, назначается в размере, не ниже установленного для участников ВОВ, провозглашено 4 апреля 2007 года, в связи с чем, перерасчет размера ЕДВ не может быть произведён.
Удовлетворяя исковые требования Рыжовой З.И., районный суд правильно пришёл к выводу об обоснованности иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 4 апреля 2007 года N 331-О-П указал, что социальная выплата для матерей военнослужащих, погибших при исполнении военной обязанности, назначается в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Из анализа вышеуказанного определения следует, что Конституционный Суд Российской Федерации не устанавливает льготы, а констатирует факт неправильного применения законов Российской Федерации при установлении мер социальной поддержки для категории граждан, к которым относится истец.
Ответчик право истца на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном п.1 ст.21 ФЗ "О ветеранах", не оспаривает.
Учитывая, что Рыжова З.И. до 1 января 2005 года имела правовой статус, дающий ей право на получение льгот, равных участникам ВОВ, то соответственно, установленная с 1 января 2005 года, ежемесячная денежная выплата в рамках закона "О ветеранах", в редакции ФЗ N 122 от 22 августа 2004 года, должна быть установлена ей в размере, установленном для участников ВОВ, с 1 января 2005 года, так как предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, ?согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; при переходе к системе, социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия
граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
При этом в рамках длящихся правоотношений Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (пункт 1 статьи 153).
Соответственно, признание абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал за Рыжовой З.И. право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года, и обязал ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года, взыскав задолженность в сумме "....."
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела. установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.