Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Стус С.Н.
с участием прокурора Петровой О.Н.
при секретаре Редькиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухамбеталиевой Н.Х. дело по апелляционной жалобе администрации г.Астрахани на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 03 декабря 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г.Астрахани в интересах Галифанова Н.Д. к администрации г.Астрахани об обязательстве предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Астрахани обратился в суд в интересах Галифанова Н.Д. к администрации г.Астрахани с исковым заявлением об обязательстве предоставления жилого помещения, указав, что семья Галифановых состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.
Галифанов Н.Д. является инвалидом и с 2004г. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по общему списку, а также как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Несмотря на наличие у Галифанова Н.Д. права на внеочередное получение жилого помещения вопрос об обеспечении его жильем до настоящего времени администрацией г. Астрахани не решен, в связи с чем прокурор просит обязать администрацию города предоставить Галифанову Н.Д. на состав семьи 3 человека по договору социального найма жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании прокурор Ивашиненко Н.Н., Галифанов Н.Д., Галифанова В.А. исковые требования поддержали.
Представитель администрации г.Астрахани Свирепова Л.В. исковые требования не признала, указав, что администрация не оспаривает право Галифанова Н.Д. на получение жилого помещения, но считает необоснованными требования в отношении всей семьи.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 03 декабря 2012 года суд обязал администрацию г.Астрахани предоставить Галифанову Н.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте населенного пункта МО "Город Астрахань" на состав семьи 1 человек. В остальной части исковых требований прокурору г.Астрахани отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Астрахани Свирепова Л.В. просит решение суда отменить, считает его неверным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Реализация права на обеспечение жилым помещением вне очереди не может быть возложена на администрацию города Астрахани. Кроме того, МО "Город Астрахань" не переданы полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Заслушав докладчика, представителя администрации г.Астрахани Свирепову Л.В., поддержавшую доводы жалобы, Галифанову В.А., прокурора Петрову О.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Разрешая спор по существу суд первой инстанции установил, что в 2004г. отец Галифанова Н.Д.- Д. обратился в администрацию Кировского района г.Астрахани с заявлением о постановке его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тот период времени Д.. был зарегистрирован по ул"адрес", а В. с детьми по "адрес"
Постановлением администрации Кировского района г.Астрахани "данные изъяты" Д. включен с составом семьи 4 человек в список лиц, нуждающихся в получении жилья. Д. представлена справка о том, что он является инвалидом "данные изъяты", в связи с чем семья Галифановых была также включена в льготный список инвалидов "данные изъяты".
Указанное обстоятельство свидетельствовало о праве на первоочередное предоставление жилья инвалидам труда I и II групп (ЖК РСФСР ст.36).
21.07.2005 года Д. умер, семья утратила право на льготу, однако в 2005г. сын В. Галифанов Н.Д. признан инвалидом "данные изъяты", в связи с чем семья Галифановых осталась состоять в льготной очереди.
Инвалидность истца продлевалась каждый год. В июле 2012г. Галифанову Н.Д. лечебным учреждением выдана справка, что имеющееся у него заболевание состоит в Перечене тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты". Заболевание исключает совместное проживание граждан в одной квартире.
Данная справка представлена в администрацию города Астрахани вместе с заявлением Галифанова Н.Д. о включении его в список лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации г.Астрахани N N Галифанов Н.Д. согласно его заявлению включен в список лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек.
Таким образом, в администрации г.Астрахани в указанном списке состоит один истец.
В соответствии с п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Как следует из позиции администрации г.Астрахани, указанная категория граждан должна обеспечиваться жильем за счет средств субъекта РФ в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", нормы которого предусматривают, что определение порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г., устанавливается законодательством субъектов РФ (ст. 17). Эту позицию судебная коллегия считает ошибочной.
Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по предоставлению Галифанову Н.Д. жилого помещения на администрацию г. Астрахани, поскольку он, обладая правом на получение жилья, не входит в перечень лиц, которым жилое помещение может предоставляться из государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации в силу Закона Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", а часть 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение по предоставлению администрацией г. Астрахани жилых помещений по договору социального найма инвалидам, влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, являются не состоятельными, поскольку в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, из смысла данных норм следует, что за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 01 марта 2005 г.
В силу ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании предоставленных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела и принятии решения судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Астрахани от 03 декабря 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.