Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Поляковой К.В. и Сорокиной О.А.
при секретаре: Хоюровой Ю.П.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Ерошенко К.А. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 31 октября 2012 года по иску Ерошенко К.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области об установлении права на получение льготной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Ерошенко К.А. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Наримановском районе) от 30 июня 2011 года ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключены периоды работы в должностях руководителя кружка, инструктора-методиста, педагога дополнительного образования, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и службы в рядах Советской Армии. Считает данный отказ незаконным. Просил суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 4 апреля 2011 года.
В судебном заседании Ерошенко К.А. иск поддержал, представитель ГУ-УПФ РФ в Наримановском районе Романова Е.В. иск не признала.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 31 октября 2012 года в удовлетворении иска Ерошенко К.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ерошенко К.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что периоды работы в должностях методиста и руководителя кружка, службы в Советской армии, нахождение на курсах повышения квалификации подлежат включению в льготный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего в спорные периоды. Кроме того, Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах на пенсию за выслугу лет. Полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заслушав докладчика, объяснение Ерошенко К.А. и его представителя Апяна Г.М., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ-УПФ РФ в Наримановском районе Романовой Е.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Наримановском районе от 30 июня 2011 года Ерошенко К.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключены периоды работы с 3 декабря 1979 года по 10 мая 1984 года в должности руководителя авиамодельного кружка в доме пионеров и школьников "", в том числе учебный отпуск 16 апреля 1984 года по 29 апреля 1984 года; с 1 сентября 1985 года по 13 февраля 1992 года в должности руководителя судомодельных авиамодельных кружков в ".......", в том числе учебный отпуск с 23 ноября 1987 года по 20 декабря 1987 года, с 22 февраля 1988 года по 12 марта 1988 года; с 1 октября 1992 года по 31 марта 1996 года в должности руководителя судомодельного кружка в Центре ".......", в том числе отпуск без сохранения заработной платы 10 октября 2006 года по 13 октября 2006 года; нахождение на курсах повышения квалификации: с 26 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года, с 24 марта 2007 года по 30 апреля 2007 года, поскольку должности не поименованы соответствующими Списками; с 1 апреля 1996 года по 25 апреля 2004 года в должности педагога дополнительного образования в центре детского (юношеского) технического творчества, в связи с отсутствием специального стажа 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2001 года.
Отказывая во включении в льготный стаж периода службы Ерошенко К.А. в рядах Советской Армии с 4 мая 1973 года по 2 октября 1973 года, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска в данной части по следующим основаниям.
В период службы истца по призыву действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Ерошенко К.А. с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы истца в Советской Армии с 4 мая 1973 года по 2 октября 1973 года не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о необоснованном исключении из подсчёта льготного стажа периодов работы истца в должности руководителя кружка и инструктора-методиста по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки, ...года истец принят на должность руководителя авиамодельного кружка в дом ".......", ...года уволен в порядке перевода, ...года зачислен в "......." на должность инструктора-методиста, ...года уволен по собственному желанию, ...года зачислен на должность руководителя судомодельных авиамодельных кружков ".......", ...года уволен по собственному желанию, ...года принят на должность руководителя судомодельного кружка, ...года должность переименована на должность педагога дополнительного образования.
Справками Дома детского творчества "......." N от ...года, N от ...года установлено, что Ерошенко К.А. работал в "......." с ...года в должности руководителя кружка, ...года уволен в связи с переводом.
Также истцом осуществлялась трудовая деятельность в должности руководителя кружка на "......." с ...года по ...года, что подтверждается справкой Министерства образования и науки Астраханской области N от ...года.
Из справки Областного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "......." N от ...года следует, что Ерошенко К.А. работал в "......." с ...года в должности руководителя кружка по совместительству, ...года освобожден от занимаемой должности.
С ...года истец работал в должности руководителя судомодельного кружка в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "......." приказом N с ...года должность руководителя кружковой работы переименована на должность педагога дополнительного образования, что подтверждается справкой работодателя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия у Ерошенко К. А. необходимого специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.
Доводы истца о возможности установления тождества выполняемых им функций, условий и характера его деятельности в должности "руководитель кружка" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования, являются ошибочными.
Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Не было предусмотрено такое право и действовавшим на момент работы истца в указанной должности Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 годаИ 1397.
Учитывая положения законодательства и тот факт, что переименование должности "руководитель кружка" в "педагога дополнительного образования" не производилось, периоды работы Ерошенко К.А. в должностях руководителя авиамодельного кружка в доме пионеров и школьников "", руководителя судомодельных авиамодельных кружков в ".......", руководителя судомодельного кружка в "......." не подлежат зачёту в специальный стаж.
Также из материалов дела сследует, что Ерошенко К.А. работал в должности инструктора-методиста по судомодельному спорту в ДОСААФ, что подтверждается сведения трудовой книжке.
Положением о порядке исчисления стажа N1397 от 17 декабря 1959 года предусмотрена возможность включения работы методиста в учебных учреждениях при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию, однако у Ерошенко К.А. стаж работы составляет менее 16 лет 8 месяцев, в связи с чем, оснований для включения в льготный стаж периода работы в должности инструктора-методиста отсутствуют.
Суд первой инстанции также обоснованно отказал в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 апреля 1996 года по 25 апреля 2004 года в должности педагога дополнительного образования в "......."
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Таким образом, период работы Ерошенко К.А. в должности педагога дополнительного образования может быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года.
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. Федерального Закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 годаЫ 1067.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности педагога дополнительного образования с 1 апреля 1996 года по 25 апреля 2004 года в "......." могла быть зачтена в специальный стаж работы Ерошенко К.А. только в том случае, если бы на указанную дату, истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем на 1 января 2001 года специальный стаж истца составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, вывод суда об отсутствии у Ерошенко К.А. необходимого специального стажа является правомерным.
Ввиду того, что работа в должности педагога дополнительного образования не подлежит включению в льготный стаж, то и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, имевшие место в указанный период работы также не подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку у Ерошенко К.А. отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, решение суда в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии является обоснованным.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 31 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ерошенко К.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.