судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов,
по апелляционной жалобе представителя администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Бурлуцкого А.В.
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
исковое заявление прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Возложить на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в Муниципальное казенное образовательное учреждение Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им.Ф.Ф. Плужникова Светлоярского муниципального района Волгоградской области, а именно: оборудовать вход в здание пандусом, нанести тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав возражения прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бецковой И.Б., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им.Ф.Ф. Плужникова Светлоярского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области является учредителем МКОУ Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им.Ф.Ф. Плужникова, в котором не предусмотрены условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так у входа в здание школы отсутствуют пандус, тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю.
Просил обязать администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в Муниципальное казенное образовательное учреждение Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им.Ф.Ф. Плужникова Светлоярского муниципального района Волгоградской области, а именно: оборудовать вход в здание пандусом, нанести тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Бурлуцкий А.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя исключительно из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание Светлоярской средней общеобразовательной школы N 2 им. Ф.Ф. Плужникова Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Законом в данном случае обязанность по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возложена на органы местного самоуправления.
В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с 01 сентября 2001 года постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73) предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области является учредителем МКОУ Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им. Ф.Ф. Плужникова. В здании школы не предусмотрены условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа в МКОУ Светлоярская средняя общеобразовательная школа N 2 им. Ф.Ф. Плужникова, в связи с тем, что у входа в здание школы отсутствует пандус, тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю, что нарушает права инвалидов.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнением требований законодательства администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области нарушаются конституционные права инвалидов на социальную защиту, обосновано удовлетворив требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области утверждена муниципальная целевая программа, предусматривающая монтаж пандусов в муниципальных учреждениях на 2012-2015 годы, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку действующее законодательство, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не связывает исполнение данной обязанности со сроками, установленными органами местного самоуправления в целевых программах, в то время как отсутствие пандусов существенно нарушает права и интересы инвалидов, направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Иных доводов для отмены судебного решения, как полностью, так и в части, жалоба не содержит, оснований для проверки законности судебного решения в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Бурлуцкого А.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.