Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Лётовой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якшина Сергея Викторовича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении обеспечить несовершеннолетних детей местом в детском дошкольном учреждении, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в лице представителя Афанасьевой М.Р.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Требования Якшина Сергея Викторовича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении обеспечить несовершеннолетних детей местом в детском дошкольном учреждении, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившееся в необеспечении для Якшиной Алины Сергеевны, Якшиной Киры Сергеевны возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства.
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обеспечить свободным местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области Якшину Алину Сергеевну, Якшину Киру Сергеевну.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу Якшина Сергея Викторовича компенсацию морального вреда в размере "......." рублей, в остальной части заявленных требований о компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу Якшина Сергея Викторовича расходы по оплате услуг представителя в размере "......." рублей, в остальной части требований о взыскании судебных расходов - отказать".
Заслушав доклад судьи Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якшин С.В. с учетом уточненных требований просил признать незаконными бездействия администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившееся в необеспечении для Якшиной Алины, Якшиной Киры возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении путем не обеспечения их в надлежащий срок и по сей день по месту жительства свободными местами в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить несовершеннолетним Якшиной Алине Сергеевне и Якшиной Кире Сергеевне два места в одном муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в одной группе полного дня (не разделяя), на территории городского округа- г.Волжский Волгоградской области, взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области моральный вред в размере "......." рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере "......." рублей. В обоснование заявленных требований указал, что является отцом двух дочерей близнецов - Якшиной Алины, 02 мая 2010 года рождения, и Якшиной Киры, 02 мая 2010 года рождения, которые 01 сентября 2010 года были поставлена на учет в Управлении образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования в "Книге учета детей". Он неоднократно обращался с просьбами в администрацию городского округа устроить несовершеннолетних Якшину Алину и Якшину Киру в дошкольное учреждение в группу полного дня. До настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении его дочерям не представлено. Письмом N 171/13 от 06 сентября 2012 года администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области отказала ему в предоставлении места его детям в муниципальном дошкольном образовательном учреждении из-за отсутствия свободных мест в муниципальных дошкольных учреждениях и тем самым уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в лице представителя Афанасьевой М.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу положений п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 N 666, в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, указанным Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключенным между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Якшин С.В. и Якшина А.Н. являются родителями Якшиных Алины и Киры.
Якшины Алина и Кира записаны в книге учета по МДОУ д/с N 94 комбинированного вида 30 ноября 2010 года, регистрационный номер 647 и 648, в книге учета по МДОУ д/с общеразвивающего вида N 111 "Радуга" 30 ноября 2010 года, регистрационный номер 643 и 644, в книге учета по МДОУ д/с N 76 "Родничок" 22 марта 2012 года, регистрационный номер 540 и 541, в книге учета по МДОУ д/с N 82 "Сказка" 01 сентября 2010 года, регистрационный номер 726 и 727, в книге учета по МДОУ д/с общеразвивающего вида N 75 22 марта 2011 года, регистрационный номер 708 и 709, в книге учета по МДОУ д/с N 104 30 ноября 2010 года, регистрационный номер 551 и 552, в книге учета по МДОУ д/с N 113 "Гулливер" 01 сентября 2010 года, регистрационный номер 482 и 483. (10-14).
Обстоятельств, препятствующих принятию несовершеннолетних Якшиной Киры и Якшиной Алины в дошкольное учреждение, судом не установлено.
Суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик в силу закона обязан был предоставить Якшиной Алине, 02 мая 2010 года рождения и Якшиной Кире, 02 мая 2010 года рождения, возможность получения дошкольного образования в группе полного дня.
Исходя из обстоятельств дела, руководствуется положениями п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", суд обоснованно удовлетворил требования истца и обязал Управление образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить малолетним Якшиной Алине, 02 мая 2010 года рождения и Якшиной Кире, 02 мая 2010 года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, поскольку администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области не обеспечила реализацию права малолетних на получение дошкольного образования в той форме, которую избрали родители детей, то есть путем посещения муниципального дошкольного учреждения.
Доводы об отсутствии свободных мест являются несостоятельными к отмене решения суда, поскольку не являются основанием для освобождения администрации от обязанности осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусматривает, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно ст.16 Федерального закона РФ N 59-ФЗ от 26 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Якшин С.В. является законным представителем несовершеннолетних дочерей Якшиной Алины и Якшиной Киры, право на дошкольное образование, которых, нарушено администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области. Следовательно, Якшину С.В. причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права
Поскольку судом также установлено бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по не обеспечению малолетних Якшиной Алины и Якшиной Киры местом в муниципальном дошкольном учреждении, суд обоснованно удовлетворил требования о компенсации морального вреда, с учетом положений ст.151,1101 ГК РФ, и взыскал компенсацию морального вреда в размере "......." рублей.
Кроме того, Якшиным С.В. заявлены требования о взыскании с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области расходов по оплате услуг представителя в размере "......." рублей.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что Якшин С.В. понес расходы на оплату услуг представителя в сумме "......." рублей, что подтверждается договором оказания юридических услуг от 29 августа 2012 года и квитанцией N 026484 от 29 августа 2012 года.
С учетом категории дела, объема и сложности выполненной представителем работы, продолжительности рассмотрения дела, считает, суд определил разумным пределом сумму в размере "......." рублей.
Доводы апелляционной жалобы о взыскании чрезмерных расходов по оплате услуг представителя, не могут быть приняты во внимание, как основание для отмены решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, тщательно проверялись судом и им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы жалобы также несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в лице представителя Афанасьевой М.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.