Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Мун Г.И.
судей Куратовой Л.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Давидян С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к администрации Волгограда в лице Департамента по жилищной политике о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма
по апелляционной жалобе представителя фио - фио на решение Центрального районного суда города Волгограда от 27 сентября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении исковых требований фио к администрации Волгограда в лице Департамента по жилищной политике о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения фио и его представителя фио, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к администрации Волгограда в лице Департамента по жилищной политике, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно п.3 ст.3 Федерального закона РФ N5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", является ветераном боевых действий, а именно военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью. Поставлен на очередь в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран боевых действий. В соответствии с "Порядком реализации мер социальной поддержки ветеранов ? проживающих на территории Волгоградской области за счет субвенций Федерального бюджета", утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N334-п, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется в пределах средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в форме социальной выплаты, которая осуществляется только один раз.
С учетом уточненных исковых требований, фио просил обязать администрацию Волгограда в лице Департамента по жилищной политике предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с последующим заключением договора социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель фио - фио оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Действующим до настоящего времени Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" названным категориям граждан и их семьям предоставлено право на первоочередное обеспечение жилой площадью (подпункт "г" пункта 1).
Законом РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года) отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.
Одной из таких мер, предусмотренной статьей 13 упомянутого Закона РФ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" полномочия по предоставлению указанных мер социальной защиты ветеранов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (пункты 6, 11 статьи 23.2).
Согласно ст.10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В дополнение к этим мерам субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец является ветераном боевых действий согласно п.3 ст.3 Федерального закона РФ N5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", а именно военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий, что следует из копии военного билета серии N "...".
Согласно копии свидетельства серии N "...", истец имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям". Пп. "ж" п. 1 указанного постановления предусматривает право военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, на первоочередное обеспечение жилой площадью, а признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, - на обеспечение жилой площадью вне очереди.
Вместе с тем, данное Постановление N59-27 не предусматривает механизма реализации указанного права. Такой механизм предусмотрен в настоящее время ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, истец инвалидом I группы не является, но имеет право на обеспечение жилой площадью как ветеран боевых действий согласно ФЗ "О ветеранах". фио решением исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "..." принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по городскому округу город-герой Волгоград его номер очередности в едином списке N "..." граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ - ".......", в списке N "..." - "......." (категория "ветеран боевых действий"), составом семьи "......." человека.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Из пп. 3 п. 3, п. 2 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" вытекает, что средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; объем субвенций по обеспечению жильем для ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N334-п (в ред. от 05 декабря 2011 года) "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется в пределах средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз.
Из материалов дела следует, что истец включен администрацией Волгограда в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета, в связи с чем ему предложено обратиться с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Таким образом, как правильно было определено судом первой инстанции, утвержденные в надлежащем порядке формы предоставления мер социальной поддержки для ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01 января 2005 года, не предусматривают предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований к ответчику.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу должна быть предоставлена квартира по договору социального найма в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", приводились стороной истца в исковом заявлении и в судебном заседании. Эти доводы сводятся к неверному толкованию норм материального права. Судом в решении им была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Не являются основанием к отмене решения доводы апелляционной жалобы о том, что фио подпадает также под категорию "уволенный с военной службы", и на него должен распространяться Порядок обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы", а также положения ФЗ "О статусе военнослужащих". Как уже указывалось выше, фио состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, в связи с чем по указанным основаниям имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 27 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя фио - фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.