Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Малышевой И.А.
судей: Федоренко И.В., Асатиани Д.В.
при секретаре Архадыкове В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 03 октября 2012 года, которым исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" о возложении обязанности удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" о возложении обязанности.
В обоснование указал, что при проведении проверки исполнения действующего законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" установлен факт несоответствия "разрешения на выбросы вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух" от 08.06.2012г. N0571 фактическому положению. Пунктом 4.4 Проекта нормативов отходов и лимитов на их разрешение предусмотрено, что с целью снижения приземных концентраций по соединениям марганца и свинца необходимо провести природоохранные мероприятия по снижению приземных концентраций данных веществ на границе санитарно-защитной зоны и жилой зоны. Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие, начиная с первого квартала 2011 года проводит реконструкцию существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-5 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса N0039).
После проведения реконструкции неорганизованные выбросы от печи ДСП-5 (электродуговые зазоры, розлив металла) будут исключены из выбросов загрязняющих веществ в атмосферу через аэрационный фонарь (источник выброса N0040).
Для достижения нормативов предельно допустимых выбросов в составе проекта нормативов ПДВ ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" был разработан "План мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города с целью достижения нормативов ПДВ" Одним из плановых мероприятий указано проведение реконструкции существующей системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-5 с отводом неорганизованных выбросов на данную систему аспирации (источник выброса N0039). Целью указанной реконструкции является исключение неорганизованных выбросов от печи N5 (электродуговых зазоров, розлива металла) из выбросов загрязняющих веществ в атмосфере через аэрационный фонарь (источник выброса N0040) и эффективность аспирационной системы будет не менее 96%.
При проведении проверки установлено, что в 2011 году произведена реконструкция существующей системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-N5, ремонт очистного аппарат мокрой газоочистки от ДСП N5. Вместе с тем, очистка неорганизованных выбросов от печи N5 осуществляется через систему зонт-газоходы, подключенную на сухую газоочистку. Фактически, на момент проверки, согласно "Отчета о снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" неорганизованные выбросы (загрязняющих) веществ в атмосфере от печи ДСП-5 ЭСПЦ-2 подключены на сухую газоочистку ДСП-6. При этом п.22.2 Административного регламента предусмотрено, что нарушение условий разрешения на выбросы, в том числе невыполнение в установленные сроки утвержденных планов мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, либо не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий. Таким образом, в ходе проведенной проверки было установлено, что неорганизованные выбросы от печи ДСП-5 фактически направлены не на источник выброса N0039, как указано в проекте нормативов ПДВ, а на источник выбросов N0049. В нарушение условий, предусмотренных проектом нормативов ПДВ, неорганизованные выбросы не исключены из выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Просил возложить обязанность на ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" выполнить п.4.4 плана природоохранных мероприятий по сокращению загрязняющих выбросов в атмосферу, исключив неорганизованных выбросы от печи ДСП-5 (электродуговые зазоры, розлив металла) из загрязняющих веществ в атмосферу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, считает, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу прокурора Бецковой И.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, несоблюдением норм природоохранного законодательства нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.ч.1,2 ст.39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статьей 12 Закона предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно ч.1 ст.14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 N650, разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия сокращению или исключению таких выбросов.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в деятельности ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" установлен факт несоответствия "разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" от 08.06.2012 N0571 фактическому положению.
ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" был разработан и принят план природоохранных мероприятий по снижению и согласно п.4.4 Проекта нормативов отходов и лимитов на их размещение предусмотрено, что с целью снижения приземных концентраций по соединениям марганца и свинца необходимо провести природоохранные мероприятия по снижению приземных концентраций данных веществ на границе санитарно-защитной зоны и жилой зоны, однако при проверке Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области при производственной деятельности ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" установлен факт несоответствия "разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" от 08.06.2012 N0571 фактическому положению.
На основании разрешения N0571 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 08 июня 2012 года N980 ЗАО "ВМЗ "Красный октябрь" разрешается в период с 08 июня 2012 года по 22 апреля 2016 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В тоже время согласно акта от 27 августа 2012 года, проектом нормативов ПДВ ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" установлено, что с 08 июня 2012 года должны быть ликвидированы неорганизованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источника выделения - электродуговые зазоры, розлив металла печи ДСП-5 ЭСПЦ.
Указанные выбросы должны подаваться на данную систему аспирации (источник выброса N0039).
При проведенной 27 августа 2012 года проверке обнаружено, что выбросы не подаются на газоочистку в полном объеме и, следовательно, выбрасываются в атмосферу, минуя ее, что приводит к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от источника выделения: электродуговые зазоры, розлив металла печи ДСП-5 ЭСПЦ-2, через источник выброса N0040 без очистки.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд с учетом того, что невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среды в будущем, обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод жалобы о том, что Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в то же время обратился в Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда с аналогичными требованиями и что, решением суда от 09 октября 2012 года данные требования были удовлетворены, в связи с чем, возникла ситуация, при которой одно судебное решение противоречит другому, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом первой инстанции установлено, что межрайонной природоохранной прокуратурой заявлены иные требования.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 03 октября 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.