Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Малышевой И.А.
судей: Асатиани Д.В., Кузнецовой Г.М.
при секретаре Костиной М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А
на решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года, которым частично удовлетворены исковые требования А к "......." об отмене дисциплинарного взыскания, возложении обязанности установить выплату компенсационного характера.
Заслушав доклад Асатиани Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
А обратился в суд с иском к "......." "......." об отмене дисциплинарного взыскания, возложении обязанности установить выплату компенсационного характера.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он состоит в должности учителя физики в "......." с 2001 года, имеет первую квалификационную категорию. Приказом "......." от 08 июня 2012 года ему объявлено замечание за нарушение п.4 "Положения о критериях оценивания обучающихся", за слабую индивидуальную работу с обучающимися. Полагает, что дисциплинарное взыскание на него наложено незаконно, поскольку указанных в приказе о наказании нарушений он не допускал. Ученикам, имеющим за полугодие и за четвертую четверть неудовлетворительные оценки, в течение четвертой четверти давалась возможность исправить оценки, однако, они этой возможностью не воспользовались. Кроме того, полагает, что наложенное дисциплинарное взыскание не соответствует закону, поскольку не существует нормативных актов, которые бы определяли критерии индивидуальной работы с обучающимися. В части исковых требований о возложении на работодателя обязанности установить ему с 01 сентября 2012 года выплату компенсационного характера, как работнику образовательного учреждения, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указал, что после ознакомления с Картой аттестации его рабочего места узнал, что его рабочее место имеет 3 класс опасности по признаку травмоопасности. В связи с указанным считает, что по основаниям п.3.4 Положения "Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Волгограда, за исключением муниципальных образовательных учреждений в сфере искусства", работодатель был обязан установить компенсационную выплату в размере до 12% от ставки его заработной платы.
Просил обязать "......." отменить дисциплинарное взыскание - замечание, наложенное 08 июня 2012 года приказом директора "......." а также обязать "......." установить ему выплату компенсационного характера, как работнику образовательных учреждений, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 01 сентября 2012 года.
Решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года на "......." возложена обязанность установить А выплату компенсационного характера, как работнику образовательных учреждений, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 01 сентября 2012 года с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения, в удовлетворении исковых требований А к "......." об отмене дисциплинарного взыскания - замечания отказано.
В апелляционной жалобе А оспаривает законность и обоснованность постановленного решения в части отказа в удовлетворении исковых требований об отмене дисциплинарного взыскания, считает, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав возражения представителя "......." - Д относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
Из преамбулы Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" следует, что преподавательская деятельность представляет собой целенаправленный процесс обучения граждан в целях получения ими соответствующего образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Таким образом, под педагогической деятельностью в Законе об образовании понимается деятельность работников в образовательных учреждениях, непосредственно направленная на обучение.
Согласно п.51 Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) работники среднего специального учебного заведения обязаны соблюдать устав среднего специального учебного заведения, правила внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса.
В соответствии со ст.146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" гарантировано установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест компенсации в виде повышения оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно пп.1.1, 3.1, 3.4 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Волгограда, за исключением муниципальных образовательных учреждений в сфере искусства, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 27.10.2009 N25/731 положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Волгограда, за исключением муниципальных образовательных учреждений в сфере искусства, определяет систему и условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Волгограда, за исключением муниципальных образовательных учреждений в сфере искусства, и включает в себя в том числе выплаты компенсационного характера.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами образовательного учреждения в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения.
Выплаты работникам образовательных учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда - до 12% от оклада, должностного оклада, ставки заработной платы.
На момент введения новой системы оплаты труда указанная выплата устанавливается всем работникам образовательного учреждения, получавшим ее ранее.
При этом руководитель образовательного учреждения принимает меры по проведению аттестации рабочих мест в целях разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.
В соответствии с п.28 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Мипздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N342н при выявлении в ходе аттестации на рабочем месте одного и более несоответствия требованиям охраны труда присваивается 3 класс травмоопасности - опасный.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "......." является муниципальным общеобразовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность по программам общего и среднего (полного) общего образования, руководствуясь в своей деятельности утвержденном в установленном порядке Уставом.
В соответствии с п.2, 16 ст.32 Федерального закона "Об образовании", Устава "......." и должностных инструкций учителей директором "......." утверждено Положение о критериях оценивания обучающихся.
Согласно разделу 4 указанного Положения за учебную четверть, учебное полугодие и за учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в общем виде все стороны подготовки ученика по предмету (п.4.1).
Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик, не имеющий необходимое для аттестации количество отметок, должен быть опрошен в индивидуальном порядке устно или письменно. Возможно дистанционное выполнение учеником заданий по предмету (п.4.2).
В пункте 4.4 Положения определен алгоритм действий учителя согласно которому в случае большого количества пропусков уроков обучающимся необходимо:
1) организовать консультации по пропущенным темам;
2)определить темы" по которым ученик обязан отчитаться;
3)принять зачет у данного ученика по указанным темам в виде
тестового контроля, устных ответов, контрольных работ, проверки
двигательных умений и навыков;
4)оформить процедуру сдачи зачета в форме протокола. Протокол и
письменные работы обучающегося хранятся у учителя-предметника в
течение года.
5) выставить оценку в журнал.
В период с 26 мая по 31 мая 2012 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе "......." Г проведена проверка работы учителя физики А по результатам которой было установлено, что учителем физики А в журнале 9 "А" класса не выставлены оценки за лабораторную работу от 11 апреля 2012 года ученикам В и О, отметки выставлены после замечания; после контрольных работ от 28 марта 2012 года и 16 мая 2012 года во время анализа ошибок не опросил после неудовлетворительных оценок учеников А, В, О, в результате чего, обучающейся О оценка "2" за четвертую четверть выставлена необъективно. Обучающейся 7 "Б" класса А, имеющей одну текущую оценку "4" за четвертую четверть, в журнале выставлена итоговая оценка "3". Во время анализа ошибок после итоговой контрольной работы не была опрошена Щ, тем самым обучающаяся была лишена возможности исправить отметку, что привело к выставлению неудовлетворительной отметки за год. В 7 "А" классе после проведенной 20 апреля 2012 года контрольной работы не опрашивалась обучающаяся К, что привело к выставлению за четвертую четверть оценки "2". В 10 "А" классе аналогично не опрашивалась обучающаяся Б после проведенных контрольной работы от 13 апреля 2012 года и лабораторной работы 04 мая 2012 года, что привело к выставлению за второе полугодие опенки "2". В 9 "Б" классе обучающаяся К опрошена устно единожды 21 апреля 2012 года после отсутствия на предыдущем уроке, учителем выставлена оценка "2". 14 апреля 2012 года К выставлена оценка "2" за подготовку к лабораторной работе.
Результаты проверки были изложены заместителем директора по учебно-воспитательной работе "......." Г в докладной записке от 31 мая 2012 года.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями страниц классных журналов классов 10 "А", 9 "Б", 7 "А", 7 "Б" по учебному предмету "Физика" за четвертую четверть 2012 года.
Согласно поступившего 17 мая 2012 года в "......." коллективного обращения родителей детей, обучающихся
в 8 "А" классе, родители обучающихся обращают
внимание руководителя учебного заведения, на отсутствие у учителя физики
А индивидуального подхода к ученикам, требования к
учащимся предъявляются одинаковые без учета их индивидуальных
способностей.
Также указывают на факты выставления неудовлетворительных оценок ученикам, отсутствовавшим на предыдущем занятии, выставление оценок учителем не за знания, а за поведение ученика на уроке
ДД.ММ.ГГГГ "......." проведена аттестация рабочего места учителя физики "......." По результатам аттестации установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды трудового процесса - 3,2. При оценке условий труда, выставлен самый высокий 3 (опасный) класс по признаку травмоопасности (пункт б строки 030 Карты аттестации). В связи с чем, аттестующей организацией руководителю учебного учреждения по результатам оценки условий труда рекомендовано повышение оплаты труда (строка 40 карты аттестации).
Ответчиком рекомендации аттестующей организации в части повышения оплаты труда истца в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не выполнены.
Из пп.3.1, 3.3 Положения об оплате труда работников "......." следует, что выплата компенсационного характера, размеры и условия их осуществления на основании коллективными договорами, соглашениями, локальными актами образовательного учреждения в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения. Выплата компенсационного характера в размере до 12% от оклада, должностного оклада, ставки заработной платы устанавливается работникам занятым, в том числе на работах с вредными и опасными условиями труда.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом того, обстоятельства, что по результатам аттестации рабочего места истца установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды трудового процесса - 3,2, при оценке условий труда, выставлен самый высокий 3 (опасный) класс по признаку травмоопасности (пункт б строки 030 Карты аттестации), руководствуясь положениями Постановления правительства РФ от 20.11.2008 N870, Решения Волгоградской городской Думы от 27.10.2009 N25/731, Положения об оплате труда работников "......." обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности установить истцу выплату компенсационного характера, как работнику образовательного учреждения, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 01 сентября 2012 года с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения.
Обоснованным является и вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований А к "......." об отмене дисциплинарного взыскания, поскольку разрешая спор, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции, сделал правильный вывод о законности применения работодателем к А дисциплинарного взыскания, в связи с ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При этом суд проверил порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, учел тяжесть совершенного работником проступка и обоснованность применения работодателем данного вида дисциплинарного взыскания, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что все консультации с учениками истцом регистрировались в тетради (портфолио) на каждый учебный год, судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств в подтверждение данного факта суду не было представлено.
В целом, доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, и постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе - необоснованными.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А - без удовлетворения.
Председательствующий: подписи
Судьи: подписи
Копия верна:
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.