судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Шиповской Т.А.,
при секретаре Костиной М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ч к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию
по апелляционной жалобе ч на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 14 ноября 2012 года, которым в удовлетворении искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., истца ч, поддержавшую доводы жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области м и представителя третьего лица Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области г, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ч обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области (далее - ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области, пенсионный фонд) с настоящим иском.
В обоснование указала, что она имеет более 30 лет медицинского стажа, однако решением ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области от 19 июля 2012 года ей было отказано в назначении трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа. В специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии ей не были засчитаны периоды работы в должности фельдшера медвытрезвителя. Указанные периоды работы не были включены в специальный стаж в связи с тем, что медвытрезвитель не поименован в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С решением пенсионного фонда истец не согласилась, поскольку, работая в должности фельдшера медвытрезвителя, фактически осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 02 декабря 1990 года по 17 ноября 1991 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Городищенском РОВД, с 29 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда, с 01 января 2002 года по 13 июня 2006 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда, назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении льготной пенсии.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ч оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его отменить.
В апелляционную инстанцию не явился представитель истца к, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене.
В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение названным требованиям не соответствует.
В ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном списке указана должность "фельдшер".
На основании п. 1 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 года N 106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
Медицинский вытрезвитель не отнесен к учреждениям системы здравоохранения, однако, исходя из п. 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И, работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции постановлений Правительства РФ от 27 августа1992 года N634, от 23 июля 1993 года N701, от 22 сентября 1993 года N953) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, 19 апреля 2012 года ч обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области N 357 от 19 июля 2012 года ч отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости за лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа.
В специальный стаж ч засчитано 18 лет 04 месяца 15 дней. При этом в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не включены периоды работы с 02 декабря 1990 года по 17 ноября 1991 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Городищенском РОВД, с 29 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда, с 01 января 2002 года по 13 июня 2006 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда, то есть не засчитано в специальный стаж 12 лет 01 месяц 01 день.
Согласно трудовой книжке ч с 01 декабря 1990 года по 17 ноября 1991 года работала в должности медфельдшера медвытрезвителя при Городищенском РОВД, с 28 апреля 1995 года по 13 июня 2006 года работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда.
Из справки работодателя от 28 апреля 2012 года, уточняющей льготный характер работы, следует, что истец работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.
В инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, в п.п. 2, 3, 6 указано, что фельдшер медвытрезвителя оказывает лицам, доставляемым в медвытрезвитель, необходимую медицинскую доврачебную помощь.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, учреждения "медвытрезвитель при РОВД", медицинский вытрезвитель УВД" не указаны, а, следовательно, правовых оснований для включения ч спорных периодов работы в специальный стаж не имеется. При этом довод истца о том, что она, работая в должности фельдшера медвытрезвителя, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, судом не был принят во внимание, так как медицинский вытрезвитель не отнесен к учреждениям системы здравоохранения.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Принимая во внимание изложенные выше нормы, а также то, что должность фельдшера указана в Списках, работа фельдшером в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте, в должностные обязанности ч входило осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости включить в ее специальный стаж спорные периоды.
Так как в специальный стаж ч ответчиком засчитано 18 лет 04 месяца 15 дней, то с учетом подлежащих включению спорных периодов, которые в совокупности составляют 12 лет 01 месяц 01 день, ее специальный стаж составляет 30 лет 05 месяцев 16 дней, что свидетельствует о наличии у ч права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента ее обращения в ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области, то есть с 19 апреля 2012 года.
При данных обстоятельствах решение Городищенского районного суда Волгоградской области об отказе в удовлетворении исковых требований ч нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым его отменить как основанное на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела, и вынесенное с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования ч
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 14 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ч к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области включить в специальный стаж ч периоды работы с 02 декабря 1990 года по 17 ноября 1991 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Городищенском РОВД, с 29 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда, с 01 января 2002 года по 13 июня 2006 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД Дзержинского района г. Волгограда.
Назначить ч досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области с заявлением о назначении льготной пенсии, то есть с 19 апреля 2012 года.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
судья Волгоградского областного суда
Бабайцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.