Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
Судей: Кравцовой Е.В., Тертышной В.В.
При секретаре Маренковой В.Б.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Н.А. к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения "......."" о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и обязании ГКУ ЦЗН "......." направить ходатайство о присвоении истице звания "Ветеран труда" в министерство социальной защиты населения Волгоградской области
по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения "......."" в лице директора Васильева В.М.
на решение Кировского районного суда г.Волгограда от 10 декабря 2012 года, которым иск Юдиной Н.А. удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав Юдину Н.А. и ее представителя Зверева Д.А., полномочия которого определены в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, возражавших по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юдина Н.А. обратилась в суд с иском об оспариваниирешения Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения "......."" о признании отказа в присвоении ей звания "Ветеран труда" и об отказе в направлении ходатайства о присвоении ей указанного звания.
В обоснование иска указала, что она является получателем трудовой пенсии по выслуге лет, а также награждена Почетной грамотой Федерального медико - биологического агентства Минздравсоцразвития России. 3 июля 2012 года ей было отказано в направлении ходатайства о присвоении звания "Ветеран труда", со ссылкой на то, что имеющаяся у нее грамота не является ведомственным знаком отличия, наделяющим ее правом присвоения звания. Оспаривая законность действий ГКУ ЦЗН ".......", просила признать их незаконными, обязать совершить их.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения "......."" в лице директора Васильева В.М., оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель апеллятора не явился, о дне рассмотрения дела надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела слушанием. Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие лица, участвующего в деле, если в нарушение части 1 ст. 167 ГПК РФ такое лицо не известило суд о причинах своей неявки, и не представило доказательств уважительности этих причин, если признает причины его неявки неуважительными. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения "......."".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, закрепляет для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). П. 4 ст. 7 данного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
С учетом указанных норм Федерального закона "О ветеранах" подпункт "а" п. 1 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05 июля 2005 года N 649 устанавливает, что звание "Ветеран труда" присваивается, в частности, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В свою очередь, пункт 2.2. указанного Постановления устанавливает, что, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются документы, подтверждающие: а) награждение орденом или медалью либо присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде; б) трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу п. 2.1. Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05 июля 2005 года N 649 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" для присвоения звания "Ветеран труда" граждане представляют в центр социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы.
В соответствии с п. 3.1. вышеназванного Постановления Центр социальной защиты населения, в свою очередь, ежемесячно до 15-го числа после рассмотрения поступивших от граждан заявлений направляет ходатайство о присвоении гражданам звания "Ветеран труда" в министерство социальной защиты населения Волгоградской области.
Согласно Указу Президента РФ от 11 октября 2004 года N 1304 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" упразднено Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации и образовано на базе упраздняемого Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Федеральное медико-биологическое агентство, подведомственное Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что федеральное агентство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
Согласно п. 1 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, а также по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), в том числе функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.
Согласно п. 6.8. указанного Положения ФМБА России имеет право разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений.
Федеральное медико-биологическое агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 Положения).
Приказом ФМБА РФ от 14 июня 2007 года N 183 "О Почетной грамоте Федерального медико-биологического агентства" в целях поощрения работников системы Федерального медико-биологического агентства (далее - ФМБА России) за добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, активную работу и значительный вклад в дело охраны здоровья населения, а также других граждан, принимающих активное участие в развитии этой системы, Учреждена ведомственную награда "Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства".
Согласно п. 1 Положения о почетной грамоте Федерального медико-биологического агентства, утвержденного Приказом ФМБА РФ от 14 июня 2007 года N 183, Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства является ведомственной наградой Федерального медико-биологического агентства, которой награждаются работники организаций, входящих в систему ФМБА России, имеющие стаж работы не менее 10 лет, за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную работу, а также другие граждане, принимающие активное участие в развитии этой системы.
Как следует из материалов дела и установлено судом заявительница имеет общий трудовой стаж 36 лет 3 месяца 27 дней и ей назначена пенсия по выслуге лет.
Приказом Руководителя Федерального медико - биологического агентства Минздравсоцразвития РоссииN "..." от 11 апреля 2012 годаЮдиной Н.А. награждена Почетной грамотой.
Заявительницаобратилась в Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения "......."" с заявлением оприсвоении ей звания "Ветеран труда", представив необходимые документы.
Письмом и.о. директора ГКУ ЦСЗН "......." от 3 июля 2012 года N "..." учетом правового положения Федерального медико- биологического агентства, принявшего решение о награждении Почетной грамотой, заявителюотказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, пояснениями сторон в суде.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства, которой награждена Юдина Н.А., относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, что является достаточным правовым основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не основаны на законе.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Указом Президента РФ от 11.10.2004 N 1304 в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда образовано Федеральное медико-биологическое агентство, подведомственное Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 206 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве (далее - Положение N 206).
В соответствии с п. 1 Положения N 206 Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, а также по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), в том числе функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.
Согласно п. 1 Положения о почетной грамоте Федерального медико-биологического агентства, утвержденного Приказом ФМБА РФ от 14 июня 2007 года N 183, Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства (далее - Почетная грамота) является ведомственной наградой Федерального медико-биологического агентства, которой награждаются работники организаций, входящих в систему ФМБА России, имеющие стаж работы не менее 10 лет, за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную работу, а также другие граждане, принимающие активное участие в развитии этой системы.
Таким образом, Федеральное медико-биологическое агентство по сути является ведомством, уполномоченным на награждение сотрудников
Хотя федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, суд правильно пришел к выводу о том, что по сущностным признакам Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства является таковым, поскольку выдана истцу за заслуги и достижения в труде ведомства.
Принимая во внимание, что Юдина Н.А. имеет соответствующий трудовой стаж и награждена ведомственным знаком отличия в труде, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Волгограда от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения "......."" в лице директора Васильева В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.