судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Гантимурова И.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: ДС,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов по Волгоградской области в лице представителя ПИА
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 октября 2012 года, которым
исковые требования УДН к Министерству финансов Волгоградской области о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий на содержание ребенка, удовлетворены частично.
С Министерства финансов Волгоградской области в пользу УДН взыскана задолженность по выплате опекунских пособий на содержание ребенка в размере "......." рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании опекунского пособия в размере "......." рублей - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя Министерства финансов по Волгоградской области по доверенности ПИА, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, УДН, его представителя по доверенности ТАО, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
УДН с учетом уточненных исковых требований обратился с иском к Министерству финансов Волгоградской области о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий на содержание ребенка.
В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением главы администрации Дзержинского района г. Волгограда от 25.01.2000 года N 106 в отношении него была установлена опека, закреплена жилая площадь, назначен опекун - МИВ, а также назначены к выплате денежные средства до достижения им совершеннолетнего возраста. Утверждал, что в силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 20.04.2007 г. N 1450-ОД "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью", денежные средства на содержание ребенка выплачиваются до достижения им 18 лет, при этом, право на получение денежных средств сохраняется после достижения 18 лет в случае продолжения обучения в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения до окончания общеобразовательного учреждения. Однако в 2007 году, то есть в период обучения, выплата денежных средств была прекращена, в связи чем, ему не было выплачено денежное содержание на общую сумму "......." рублей, которое просил взыскать с ответчика.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов по Волгоградской области в лице представителя ПИА просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. Полагает, что суд необоснованно удовлетворил заявленные требования, не учел, что Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком. Утверждал, что законом не предусмотрено право УДН обращаться в суд с требованиями о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.
В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 20.04.2007 г. N 1450-ОД "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью", выплата денежных средств на содержание ребенка опекуну производится до достижения им 18 лет, включая месяц его рождения, за исключением случаев досрочного прекращения их выплаты. Право на получение денежных средств на содержание ребенка сохраняется после достижения им 18 лет в случае продолжения обучения в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения до окончания общеобразовательного учреждения. Денежные средства на содержание ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, в возрасте от 16 лет и старше выплачиваются при представлении попечителем (приемными родителями) справки из образовательного учреждения независимо от его типа, вида и ведомственной принадлежности. Справка представляется два раза в год - с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.
Таким образом, за опекуном сохраняется право на получение денежных средств на содержание ребенка до достижения им 18 лет, а в случае прохождения обучения в образовательном учреждении после достижения совершеннолетнего возраста до окончания обучения.
При этом, имущественные интересы опекаемого в виде выплаты пособия, не могут быть поставлены в зависимость от бездействия опекуна в части предоставления справок из образовательных учреждений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В силу ст. 5 данного Закона, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1,2,3.
Во исполнение п. 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199, обязанность по выплате опекунам (попечителям) денежных средств, была возложена на органы опеки и попечительства.
Таким образом, выплата опекунских пособий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и подлежит выплате органом местного самоуправления в лице уполномоченного органа - Министерства финансов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Дзержинского района г. Волгограда N 106 от 25 января 2000 года в отношении истца УДН была установлена опека, закреплена жилая площадь, назначен опекун - МИВ, а также назначены к выплате денежные средства до достижения им совершеннолетнего возраста.
Судом установлено, что выплата опекунского пособия производилась с 1.12.1999 г. по 31 июля 2007 года включительно.
При этом, согласно справке НОУ ВПО ВИБ, 20.02.2012 года истец УДН был зачислен в образовательное учреждение, на период обучения с 1.09.2007 г. по 1.09.2008 г.
Однако, соответствующие документы, предусмотренные со ст. 4 Закона Волгоградской области от 20.04.2007 г. N 1450-ОД "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью", предусматривающие право истца на получение пособия после достижения им совершеннолетнего возраста, опекуном МИВ в орган опеки и попечительства не были предоставлены.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 4 Закона Волгоградской области от 20.04.2007 г. N 1450-ОД "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью" и исходил из того, что истец вправе требовать выплаты опекунского пособия после достижения им 18 лет в случае продолжения обучения в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения до его окончания, при этом выплата пособия не может быть поставлена в зависимость от бездействия опекуна в связи с не предоставлением справок из образовательного учреждения в орган опеки и попечительства.
Принимая во внимание, что выплата опекунского пособия производится за счет средств бюджета Волгоградской области, в соответствии с требованиями Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г., суд обоснованно пришел к выводу о взыскании образовавшейся задолженности с Министерства финансов, являющегося распорядителем бюджетных денежных средств.
Проверив произведенный судом первой инстанции расчет задолженности по выплате опекунского пособия в размере 67 200 рублей, судебная коллегия находит его математически верным, и соответствующим положениям ст. 2 Закона Волгоградской области от 20.04.2007 г. N 1450-ОД "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у истца субъективного права на обращение в суд с требованиями о взыскании опекунского пособия, является несостоятельной, поскольку право на получение данного пособия связано с личностью самого опекаемого, а не его опекуна.
В случае, если право на получение пособия не было реализовано опекаемым в полном объеме до наступления совершеннолетия, в силу требований ст. 148 СК РФ, ч. 3 ст. 40 ГК РФ, бывший подопечный вправе требовать взыскания такой задолженности в полном объеме.
По указанным выше основаниям, в том числе с учетом требований Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г., судебная коллегия приходит к выводу, что Министерство финансов, как распорядитель бюджетных средств, является надлежащим ответчиком по делу.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, в апелляционной жалобе не приводится.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов по Волгоградской области в лице представителя ПИА - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.