Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей Жабиной Н.А., Куратовой Л.В.
при секретаре Емельяновой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда в лице представителя ФИО,
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 13 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда предоставить ФИО на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда.
Свои требования мотивировал тем, что с 1995 года он является сотрудником органов внутренних дел.
С августа 2011 года состоит в должности старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП N "..." УМВД РФ по г.Волгограду.
Распоряжением Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..." он составом семьи из трех человек признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения.
Письмом администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении служебного жилого помещения в связи с отсутствием свободных жилых помещений.
Считает отказ администрации Волгограда в предоставлении ему жилого помещения незаконным и просит обязать администрацию Волгограда предоставить ему на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда в лице представителя ФИО оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование доводов ссылается на те обстоятельства, что исходя из того, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, то первоначально ФИО должен был обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с рапортом о предоставлении служебного жилого помещения и только в случае отсутствия возможности у данных органов предоставить служебное жилое помещение, истец вправе обратиться за предоставлением служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя администрации Волгограда по доверенности ФИО, поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности ФИО, возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
С учетом особого правого статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений, регулируются специальными федеральными законами - Федеральным законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции", Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, согласно статье 44 Федерального закона N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Порядок предоставления жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, предусмотрен частями 1-3 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО состоит в должности старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП N "..." УВВД России по г.Волгограду, является подполковником полиции, проходит службу в ОВД с 1995 года, в должности с 2011 года.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..." "О признании гражданина нуждающимся в служебных жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда" ФИО составом семьи из трех человек признан нуждающимся в служебном жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда как участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции N "..." Управления Министерства внутренних дел России по г.Волгограду.
Также судом установлено, что ФИО, его супруга ФИО и дочь ФИО зарегистрированы по месту пребывания и проживают на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", собственником которой является ФИО
ФИО, ФИО, ФИО не имеют в собственности жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом по жилищной политике администрации Волгограда ФИО было отказано в предоставлении жилого помещения по тем основаниям, что свободные служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда отсутствует, в связи с чем, департамент не имеет возможности решить его жилищный вопрос, при освобождении жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам и правилам, вопрос о предоставлении его семье служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда будет рассмотрен дополнительно.
Удовлетворяя исковые требования ФИО, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению жильем участковых уполномоченных полиции в силу положений действующего законодательства возлагается на органы местного самоуправления.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно статье 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО, имеющий срок службы в должности участкового уполномоченного более шести месяцев, состоящий на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на состав семьи три человека и не имеющий в собственности жилого помещения, имеет правовые основания для предоставления ему служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда.
При этом исходя из анализа статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд первой инстанции обоснованно указал, что вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных полиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным полиции.
С учетом чего, суд пришел к законному выводу о том, что в данном случае обязанным лицом по предоставлению истцу служебного жилого помещения является администрация Волгограда.
Отсутствие финансового обеспечения деятельности полиции не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по обеспечению истца и членов его семьи обеспечить служебным жилым помещением.
В связи с чем, суд постановил законное решение об удовлетворении исковых требований ФИО
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что обязанность по предоставлению истцу служебного жилого помещения возложена на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, является несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и согласно п.9.2 ч.1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения относятся до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности
Доводов о процессуальных нарушениях, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Значимые для разрешения спора обстоятельства правильно и полно установлены судом, и несостоятельным является довод апелляционной жалобы о неправильности и неполноте установленных по делу юридически значимых обстоятельств.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 13 декабря 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда в лице представителя ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского
областного суда Н.А. Жабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.