судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей: Василенко С.К., Куратовой Л.В.
при секретаре Стрепетовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Волгограда по доверенности Костровой Р.В.
на решение Центрального районного суда Волгограда от 26 ноября 2012 года, которым постановлено:
Возложить на администрацию Волгограда обязанность по предоставлению Гладаренко О. А. служебного жилого помещения в виде жилого дома или отдельной квартиры с соблюдением норм предоставления жилой площади на период выполнения ею обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя Администрации Волгограда по доверенности Рыковой Т.П., представителя ГУ МВД России по доверенности Струковой Е.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Гладаренко О.А. и ее представителя по доверенности Пахомову О.Б., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Гладаренко О.А. состоит в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции N "..." Управления МВД России по г. Волгограду с ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку на территории г. Волгограда у нее нет жилого помещения для проживания, то она обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить ей служебное жилое помещение в виде жилого дома или отдельной квартиры с соблюдением норм предоставления жилой площади по основаниям п.3 ст.44 ФЗ "О полиции".
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель Администрации Волгограда по доверенности Кострова Р.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения неправильно применил положения действующего законодательства.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ)
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 44 N3 - ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011года N 247-ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.
В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи. В дальнейшем обеспечение указанного сотрудника жилым помещением осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 4 - 8 настоящего Федерального закона.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений определяются Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные истцом требования к Администрации г. Волгограда, суд первой инстанции оставил без обоснованной оценки вышеприведенные требования действующего законодательства.
Так, содержание ст. 44 N3 - ФЗ "О полиции" и ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011года N 247-ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" позволяет сделать вывод, что обязанность по предоставлению сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования лежит на территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за счет сформированного им специализированного жилищного фонда.
Обращение лица замещающему должность участкового уполномоченного полиции с иском к органу местного самоуправления допускается только в случае отсутствия у территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел такого жилищного фонда.
Приказом министра внутренних дел РФ от 06 мая 2012года N 490 утверждена инструкция "По организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях" зарегистрированная в Минюсте России 5 июня 2012 г. N 24462, в которой приведен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Инструкции для включения жилых помещений, находящихся в оперативном управлении МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России и иных учреждений, в специализированный жилищный фонд начальники (руководители) соответствующих подразделений системы МВД России направляют документы, указанные в пункте 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Инструкции решение о предоставлении лицу замещающему должность участкового уполномоченного полиции служебного жилого помещения принимается комиссией на основании личного рапорта (заявления) сотрудника (гражданского служащего, работника), написанного в произвольной форме, в котором указываются совместно проживающие с ним члены его семьи с приложением пакета документов подтверждающих право на предоставление служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела и подтверждено Гладаренко О.А. в суде апелляционной инстанцией, она к руководству ГУ МВД РФ по Волгоградской области с письменным заявлением о предоставлении ей служебного жилого помещения по основаниям ст. 44 N3 - ФЗ "О полиции" не обращалась.
Между тем, в соответствии с действующим законодательством предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования носит заявительный характер, а специализированный жилищный фронд формируется по мере обращения лиц имеющих право на получение служебного жилого помещения.
При таких данных, у суда не было правовых оснований для возложения на Администрацию г. Волгограда обязанности по предоставлению истцу служебного жилого помещения.
Более того, из письма начальника тыла ГУ МВД России по Волгоградской области от 18 февраля 2013года видно, что на момент обращения истца в суд с иском в ГУ МВД России по Волгоградской области имеется специализированный жилой фонд в количестве 7 квартир, из которых 6 распределены.
В этой связи, судебная коллегия считает, что постановленное судом решение не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ и полагает необходимым отменить решение суда с вынесением нового решения об оставлении заявленных Гладаренко О.А. исковых требований к Администрации Волгограда без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Волгограда от 26 ноября 2012 года отменить и постановить новое решение, которым исковые требования Гладаренко О. А. к Администрации Волгограда о возложении на Администрацию г. Волгограда обязанности по предоставлению ей служебного жилого помещения в виде жилого дома или отдельной квартиры с соблюдением норм предоставления жилой площади на период выполнения ею обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.