Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Ткаченко Л.И.
судей Мельник Н.И. Руденко Т.В.
при секретаре Тушиной К.В.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Мельник Н.И.
дело апелляционной жалобе Шпаковской И.И
. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Шпаковская И.И. обратилась в суд с иском к ООО "ЖКХ", ООО "ЖКХ Ленинский-2" о защите прав потребителей, обязании произвести перерасчет по жилищно-коммунальным услугам в связи с оказанием ЖКУ ненадлежащего качества, возмещении имущественного и компенсации морального вреда.
В соответствии с уточненными в порядке статьи 39 ГПК РФ требованиями, просила:
- обязать управляющую компанию ООО ЖКХ произвести перерасчет за ЖКУ по статье "отопление" за период с марта по апрель 2009 года, и октября 2009 года по март 2010 года, уменьшив стоимость данной услуги, в связи с оказанием ее ненадлежащего качества, на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей;
- по оплате ЖКУ по статье "содержание и ремонт жилья" за периоды с марта 2009 года по март 2010 года, уменьшить стоимость, в связи с оказанием ее ненадлежащего качества, на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей; за период июнь-июль 2010 года, уменьшить стоимость указанной услуги на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, и снять данные суммы, начисленные к оплате за указанные периоды, всего на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей;
- по оплате по статье "софинансирование капремонт" за июнь-июль 2010 года, уменьшить стоимость указанной услуги в связи с оказанием ее ненадлежащего качества на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, и снять указанную сумму к оплате;
Обязать УК ООО "ЖКХ Ленинский-2" произвести перерасчет по статье "отопление" за период с октября по декабрь 2010 года, уменьшив стоимость данной услуги в связи с оказанием ее ненадлежащего качества, на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей;
- по статье "содержание и ремонт жилья" за периоды с апреля 2010 года по май 2010 года, и с августа 2010 года по настоящее время, уменьшив стоимость данной услуги в связи с оказанием ее ненадлежащего качества, на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, и снять указанную сумму, начисленную к оплате;
- по статье "софинансирование капремонта" за август 2010 года, уменьшив стоимость услуги в связи с оказанием ее ненадлежащего качества на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, и снять указанную сумму, начисленную к оплате.
Взыскать с ООО "ЖКХ Ленинский-2" в пользу Шпаковской И.И. денежные средства в размере ОБЕЗЛИЧЕНО рублей в качестве возмещения имущественного вреда, вследствие неоказания услуг по содержанию общего имущества дома, обязать ООО "ЖКХ Ленинский-2" привести в рабочее состояние и обеспечить нормальное функционирование системы водоотведения с крыши дома по АДРЕС; восстановить обрушившийся штукатурный слой на несущих ограждающих конструкциях дома и ликвидировать следы залития ливнестоками жилой комнаты в квартире НОМЕР , взыскать в пользу Шпаковской И.И. компенсацию морального вреда в размере ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, взыскав указанную сумму с каждого из ответчиков.
Представитель ответчика ООО "ЖКХ Ленинский-2" Н.О.В., действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, с иском не согласна, просила отказать в его удовлетворении в связи с отсутствием доказательств предоставления ими коммунальных услуг ненадлежащего качества.
30.08.2012 года Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону постановил решение, которым обязал ООО "ЖКХ "Ленинский-2" привести в рабочее состояние и обеспечить функционирование системы водоотведения с крыши дома по АДРЕС, взыскал в пользу Шпаковской И.И. компенсацию морального вреда в размере ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, в остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе Шпаковская И.И. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в порядке ст. 39 ГПК РФ ею было дополнено требование об обязании ООО "ЖКХ "Ленинский-2" произвести перерасчёт по статье "отопление" за период с января 2011 г. по март 2012 г., уменьшив стоимость данной услуги в связи с оказанием её с ненадлежащим качеством на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО руб. Однако, несмотря на то, что данное требование рассматривалось в судебном заседании, по нему давались объяснения, исследовались письменные доказательства, решение по данному требованию так и не было принято судом.
По ее мнению, суд не учёл того, что акты о ненадлежащем оказании услуг являются не единственными доказательствами оказания ненадлежащей услуги. Суд обязан исследовать все представленные доказательства в их совокупности и дать им надлежащую оценку.
Также указывает на то, что в судебном заседании она неоднократно заявляла о том, что в период ненадлежащего оказания услуг она обращалась в управляющую компанию по поводу отсутствия надлежащего предоставления тепловой энергии. И об этом сообщалось ею как в письменной, так и устной форме, в том числе и по телефону. Однако на все ее требования о проверке отопления в ее квартире и установления причин его отсутствия управляющая компания никаких мер не предпринимала. Все ее заявления были зафиксированы в управляющей компании, однако в судебное заседание управляющая компания сведения об этом так и не представила. В связи с этим для того, чтобы зафиксировать факт ненадлежащего предоставления услуги по отоплению, она вынуждена была составлять акты с участием других собственников квартир и других организаций. В данном случае она действовала так, как это предусмотрено Правилами по предоставлению коммунальных услуг. Судом не было учтено, что по ее заявлению была проведена экспертиза на предмет исправности в квартире отопительных приборов, которая подтвердила их исправность и указала на причину ненадлежащего оказания услуги по отоплению, а именно ненадлежащее оказание коммунальной услуги. С учётом ненадлежащего оказания услуг по отоплению, содержанию и ремонту жилья ею были сделаны перерасчёты по уменьшению оплаты за услуги ненадлежащего качества, которые приобщены к материалам дела и которые так и не были оспорены ответчиками.
В судебном заседании также было установлено, что управляющей компанией ремонт дома не осуществлялся, в результате чего произошло обрушение облицовки дома на крышу ее балкона, чем ей был причинён имущественный вред, связанный с необходимостью восстановительного ремонта крыши балкона. Причина обрушения облицовки дома и стоимость восстановительного ремонта ее балкона была установлена экспертным заключением, приобщенного к материалам дела, которому суд не дал оценки и попросту его проигнорировал.
Изучив материалы дела, выслушав Шпаковскую И.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая по делу решение, суд первой инстанции исходил из того, что МКД, в котором находится квартира истца по АДРЕС является объектом культурного наследия регионального значения "ОБЕЗЛИЧЕНО", состоит на государственной охране согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области от ДАТА НОМЕР "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г.Ростова-на-Дону и мерах по охране". Согласно информации УК, дом включен в программу софинансирования выборочного капитального ремонта в 2012 году; в виды капитального ремонта включены - замена кровли, замена системы водоотведения, ремонт отопительной системы. Капитальный ремонт дома не реализован; в соответствии с ответом главы Администрации АДРЕС ДАТА ( в связи с обращением Шпаковской И.И.) собственниками жилого дома по АДРЕС не соблюдается финансовая дисциплина, по состоянию на ДАТА11.2011 года задолженность по оплате ЖКУ составляет ОБЕЗЛИЧЕНО, рубля, в том числе по квартире Шпаковской И.И. - ОБЕЗЛИЧЕНО рублей (л.д.146).
Однако, судом установлено, что акт ДАТА составлен жильцами дома, равно как и акты от ДАТА и ДАТА.
Актов, подтверждающих предоставление Шпаковской И.И. за указанный ею период ЖКУ ненадлежащего качества, составленного в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в редакции, действующей на дату оказания услуг, истцом суду не представлено.
Ни в одном из представленных истцом актов также не указано ни нарушенных параметров качества, ни времени и даты начала непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, что не соответствует требованиям п.69 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предъявляемым к такому акту.
Поскольку акты, на которые ссылается истец, составлены ненадлежащим образом, и не подтверждают факта непредставления коммунальных услуг по отоплению, то суд не принял их во внимание и отказал в иске в этой части требований.
Срок предоставления услуги "отопление" ненадлежащего качества, истцом также не подтвержден допустимыми доказательствами, а потому расчеты истца, как следствие предоставления услуги ненадлежащего качества и отклонение от нормального температурного режима, не приняты во внимание суда.
Необходимость проведения капитального ремонта и неудовлетворительное состояние МКД, являющегося объектом культурного наследия, подтверждена актом АДРЕС.
Согласно информации, представленной УК и Администрацией района, и подтвержденной протоколом от ДАТА общего собрания собственников жилых помещений МКД по АДРЕС, в том числе принявших решение об участии в финансировании капитального ремонта МКД путем ежемесячных взносов на расчетный счет УК, избрании представителей собственников, уполномоченных участвовать в экспертной комиссии по определению подрядчика, согласованию сметы и участию в приемке работ с подписанием актов КС-2, КС-3, куда в том числе вошла Шпаковская ИИ, жилой дом по АДРЕС включен в программу софинансирования выборочного капитального ремонта в 2012 году. В виды работ включены - замена кровли, замена системы водоотведения, ремонт отопительной системы.
Поэтому суд пришел к выводу об отсутствие причинной связи и виновных действий УК для возложения ответственности за причинение ущерба Шпаковской И.И, связанного с повреждением козырька балкона.
Вместе с тем, поскольку принятых УК мер по прочистке водосточной трубы и укреплению водосточной воронки, что явилось причиной залития квартиры Шпаковской И.И. в октябре 2011 года, оказалось недостаточно, залития продолжаются, указанный вид работ не относится к капитальным, суд усмотрел основания для возложения на УК обязанности по приведению в рабочее состояние и обеспечению функционирования системы водоотведения с крыши дома и взыскании с УК компенсации морального вреда, причиненного потребителю ЖКУ.
Между тем с выводами суда в части отказа в иске об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты за отопление, взыскании материального ущерба, судебная коллегия согласиться не может, а поэтому решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении исковых требований в этой части. В остальной части решение суда является правильным, соответствующим требованиям закона и материалам дела.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления услуг ненадлежащего качества). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. (часть третья)
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). - часть четвертая.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006года N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, в которых в разделе 1 Общих положений указано, что "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении N 1.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, и, в частности, отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Пунктом 15 Приложения N1 Правил установлено в разделе отопление: Обеспечение отклонение температуры за каждый час
температуры воздуха в жилом отклонения температуры
воздуха "**": помещении не воздуха в жилом
в жилых допускается помещении (суммарно за
помещениях - расчетный период)
не ниже +18 град. размер ежемесячной
C (в угловых платы снижается:
комнатах - +20 на 0,15 процента
град. C), а в размера платы,
районах с определенной исходя из
температурой показаний приборов
наиболее холодной учета за каждый градус
пятидневки отклонения
(обеспеченностью температуры;
0,92) - -31 град. на 0,15 процента
C и ниже - +20 размера платы,
(+22) град. C; определенной исходя из
в других нормативов потребления
помещениях - в коммунальных услуг
соответствии с (при отсутствии
ГОСТом приборов учета), за
Р 51617-2000. каждый градус
Допустимое отклонения температуры
снижение
нормативной
температуры в
ночное время
суток
(от 0.00 до 5.00
часов) - не более
3 град. C.
Допустимое
превышение
нормативной
температуры -
не более
4 град. C
В подтверждение своих доводов о том, что с начала отопительного сезона 2009-2010год имелись отступления от установленной температуры, истица сослалась на акт от ДАТА, составленный с участием жильцов дома о том, что температура воздуха в жилых комнатах, (в том числе в угловых) при наружной температуре 0-+5 градусов С составляет +18- +20 градусов С, а при наружной температуре воздуха 0, минус 2 температура составляет +16-+18 градусов С, при наружной температуре воздуха минус 19-20 градусов температура в жилых комнатах составляет +11-+14 градусов С. (л.д.13). Заявление о перерасчете оплаты за отопление было подано жильцами дома, включая истца и ДАТА (л.д.125). Из акта, составленного ДАТА также с участием жильцов дома, (л.д.16) следует, что температура воздуха в квартире НОМЕР дома НОМЕР по АДРЕС составила +15 градусов С. ДАТА была подана заявка в обслуживающий участок - диспетчер Т.. Такой же акт был составлен и ДАТА (л.д.17 т.1) ДАТА директору УК ООО ЖКХ "Ленинский-2" от Шпаковской И.И. было подано заявление, принятое представителем ответчика (л.д.68) с просьбой провести измерение температуры теплоносителя в стояках системы отопления, просила предоставить ей информацию по расчетам за коммунальные услуги, перерасчеты и т.д. ДАТА жильцами дома, в том числе истцом была подана претензия, принятая представителем ответчика (л.д.124 т.1) о том, что с ДАТА по ДАТА отопление вообще отсутствовало, а с ДАТА услуга по отоплению оказывается некачественно, так как температура батарей составляет всего 25-45 градусов С.
Отказывая в иске в части перерасчета оплаты за отопление, суд сослался на то, что актов, подтверждающих предоставление Шпаковской И.И. за указанный ею период услуг ненадлежащего качества, составленных в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" в редакции, действовавшей на момент предоставления услуг, суду не представлено. А в представленных истцом актах не указано ни нарушенных параметров качества, ни времени и даты начала непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Однако, такие выводы суда противоречат материалам дела и требованиям закона.
Действительно, в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг, в редакции, действовавшей на момент предоставления услуг ненадлежащего качества, предусмотрен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
П.71 правил установлено, что акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Между тем такой акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг, составленный в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, не может служить единственным и бесспорным доказательством оказания ненадлежащего качества услуги. Положения Правил предоставления коммунальных услуг не содержат запрета собственнику жилого помещения самостоятельно обратиться в объединения потребителей, органы государственной жилищной инспекции и не лишают гражданина права представлять в суде любые доказательства, подтверждающие факт непредоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги, тем более, что ответчик никаких мер к составлению акта не предпринимал.
Пунктами 65-68 Правил предусмотрено, что сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
Суд предлагал ответчику представить журнал регистрации заявок, оформленный в установленном законом порядке, однако, такой журнал представлен не был, представителем ответчика было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из журнала, которая никем не удостоверена (л.д.211). Как пояснил представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции эта выписка относится к квартире НОМЕР по АДРЕС. В этой выписке имеются заявки, поступавшие с 2008 года по 2012 год. Причем, все заявки касаются температуры в квартире и температуры самих батарей. Доказательств тому, что ответчиком предпринимались меры к составлению актов, а истец этому препятствовал, не представлено. Поэтому вывод суда о том, что представленные истцом акты и другие доказательства, не могут быть приняты в качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг, являются несостоятельными.
Отметки в журнале являются основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. ( п.66 Правил).
В представленных истцом актах, заявлениях, претензиях имеются указания на период некачественного оказания услуг, а также указаны параметры отопления.
В соответствии с п. 70 Правил предоставления коммунальных услуг датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета (п.74 Правил).
Поэтому выводы суда о том, что в акте не зафиксированы время начала и окончания предоставления услуг ненадлежащего качества, что делает невозможным определить время непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества, нельзя признать законными.
Кроме того, в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Как следует из материалов дела, истец неоднократно на протяжении нескольких лет обращалась с заявками к ответчику о некачественном предоставлении услуг, отсутствии отопления, однако, ответчик доказательств выполнения обязанностей, возложенных на него Правилами предоставления услуг по составлению актов, не выполнял. При таких обстоятельствах следует исходить из того, что датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества следует считать время подачи истцом в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
А поскольку период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета, то соответственно и доказательства этому должны быть предоставлены ответчиком. Однако, таких доказательств, не представлено. В связи с чем, судебная коллегия считает возможным удовлетворить заявленные требования Шпаковской И.И. и обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу - отопление за периоды, указанные в расчете истца (л.д.179-184) : октябрь - ноябрь 2009г.; октябрь - ноябрь 2010года; январь - апрель 2011ггода; ноябрь- декабрь 2011г; январь - март 2012 года в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг в редакции, действующей на момент оказания услуги ненадлежащего качества.
Доводы жалобы о том, что ею заявлялись требования о перерасчете оплаты за отопление за периоды с января 2011года по март 2012года, не могут быть приняты во внимание, поскольку расчеты истцом уточнялись и последний расчет (л.д.179-184) содержит периоды октябрь - ноябрь 2009г.; октябрь - ноябрь 2010года; январь - апрель 2011ггода; ноябрь- декабрь 2011г; январь - март 2012 года.
В деле имеется акт комиссионного обследования дома НОМЕР по ул. АДРЕС от ДАТА, из которого следует, что средняя температура воздуха в квартире НОМЕР составляет 20 градусов С, то есть соответствует норме, установленной Правилами предоставления услуг.
Шпаковская И.И. подписала этот акт и никаких претензий к качеству отопления не заявляла. В связи с чем, судебная коллегия считает возможным декабрь 2010 года исключить из периода перерасчета оплаты за отопление.
В деле имеется решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома НОМЕР по АДРЕС, из содержания которого следует, что было принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО "ЖКХ". (л.д.2-3 т.2). Управляющей организацией было избрано ООО ЖКХ "Ленинский -2. По условиям договоров, заключенных между ООО "ЖКХ" и ООО ЖКХ "Ленинский -2., последний принял на себя обязательства по оплате задолженности по договору теплоснабжения и электроснабжения, поэтому обязанность по перерасчету платежей за отопление должна быть возложена на ООО ЖКХ "Ленинский-2.
Нельзя согласиться и с выводом суда в части отказа в иске о взыскании ущерба, причиненного Шпаковской И.И. в результате обрушения штукатурного слоя стены жилого дома на крышу балкона, примыкающего к квартире истца.
Для наступления ответственности, предусмотренной статьями 16, 1064 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и вину последнего, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Факт обрушения штукатурного слоя на крышу балкона, примыкающего к квартире истца, подтвержден материалами дела, не оспаривается ответчиком. Как следует из заключения специалистов ОБЕЗЛИЧЕНО (л.д.34-53) обрушение облицовки - штукатурного слоя дома на крышу балкона произошло по причине несоответствующего функционирования водоотводящей системы жилого дома, замокания стены. Экспертами определен и размер ущерба в размере ОБЕЗЛИЧЕНО руб. с учетом износа балкона. (л.д.52).
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
На ответчике лежит обязанность по содержанию общего имущества дома - стены, с которой произошло обрушение облицовки, При таких обстоятельствах имеются основания считать, что вред был причинен по вине ответчика, который не содержал водоотводящее устройство в работоспособном состоянии, не принял мер к восстановлению штукатурного слоя стены дома, в результате чего произошло обрушение этого слоя на крышу балкона. Поэтому причиненный вред подлежит возмещению за счет управляющей компании - ООО ЖКХ "Ленинский-2.
Размер ущерба определен заключением специалиста ОБЕЗЛИЧЕНО и с учетом износа составляет ОБЕЗЛИЧЕНО руб. (л.д.43 т.1). Оснований для взыскания суммы ущерба без учета износа, судебная коллегия не находит. А поэтому в остальной части иска следует отказать.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Поскольку в пользу истца суд взыскал компенсацию морального вреда, судебная коллегия в части вынесла новое решение об удовлетворении частично исковых требований о взыскании ущерба в размере ОБЕЗЛИЧЕНО, то судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика штраф в пользу потребителя в размере ОБЕЗЛИЧЕНО 50 коп. (ОБЕЗЛИЧЕНО Решением общего собрания собственников жилых помещений МКД по АДРЕС ДАТА подтверждено участие собственников в финансировании капитального ремонта МКД путем ежемесячных взносов на расчетный счет УК, избрании представителей собственников, уполномоченных участвовать в экспертной комиссии по определению подрядчика, согласованию сметы и участию в приемке работ с подписанием актов КС-2, КС-3, куда в том числе вошла Шпаковская ИИ. Жилой дом по АДРЕС включен в программу софинансирования выборочного капитального ремонта в 2012 году. В виды работ включены - замена кровли, замена системы водоотведения, ремонт отопительной системы. Поэтому оснований для возврата сумм, начисленных по статье "капитальный ремонт" суд обоснованно не нашел.
Пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в пункте 6 определяют, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном названными Правилами.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 15 названных Правил отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
ООО ЖКХ "Ленинский -2" разработал структуру размера платы по "Содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, которая состоит из 8-ми составляющих: санитарное содержание придомовой территории, содержание помещений общего пользования, противопожарные мероприятия; техническое обслуживание и текущий ремонт конструкт. элементов задания; техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых инженерных сетей; аварийное обслуживание; расходы, связанные с управлением и общеэксплуатационные расходы; налоги.
В исковом заявлении Шпаковская И.И. просила произвести перерасчет по статье "содержание и ремонт" с апреля 2010года по настоящее время. Однако, доказательств тому, что никаких работ по содержанию и ремонту дома за указанный период, ответчик не производил, не представлено. В деле имеются заявления Шпаковской И.И. с просьбой произвести перерасчет по статье содержание и ремонт, так как неисправна водоприемная воронка (л.д.135). Причем в заявлении указано, что течь имеет место с 2003года. Также в 2009 году жильцы дома, включая истца, обращались с просьбой произвести перерасчет оплаты по статье содержание и ремонт, так как длительное время с 2008г не была зарыта траншея.
В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в редакции Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006года N491) заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Однако, такие заявления от истца поступили за пределами шестимесячного срока после соответствующего нарушения. По какой составляющей платы "за содержание и ремонт" необходимо уменьшить размер платы в исковом заявлении, не указано. Таких расчетов не предоставлено и в уточненных исковых требованиях, Поэтому суд обоснованно отказал в иске в этой части требований.
С учетом изложенного и руководствуясь требованиями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2012 года в части отказа в иске Шпаковской И.И. в перерасчете платы за коммунальную услугу "отопление" и взыскании имущественного ущерба отменить и вынести новое решение, которым обязать ООО "ЖКХ" Ленинский -2" произвести Шпаковской И.И. перерасчет по статье "отопление" за периоды октябрь-ноябрь 2009года; октябрь-ноябрь 2010года; январь-апрель 2011года; ноябрь- декабрь 2011 года; январь-март 2012года в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, в редакции, действующей на момент предоставления услуги ненадлежащего качества.
Взыскать с ООО ЖКХ "Ленинский -2" в пользу Шпаковской И.И. сумму ущерба ОБЕЗЛИЧЕНО и госпошлину в сумме ОБЕЗЛИЧЕНО в доход местного бюджета. Взыскать с ООО ЖКХ "Ленинский-2" в пользу Шпаковской И.И. штраф в размере ОБЕЗЛИЧЕНО. В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шпаковской И.И. в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.