Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей: Москаленко Ю.М., Мамедова Б.О.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО "Русь" на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16.10.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новошахтинска Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО "Русь" о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в 1 полугодии 2012 года межведомственными комиссиями в составе представителей территориальных подразделений МВД России, МЧС России, ФСБ России, органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, администраций объектов, ФГУП "Охрана" МВД России и иных охранных организаций в пределах своей компетенции, в рамках Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" и Указа Президента РФ от 15.02.2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" проведены комиссионные обследования состояния обеспечения безопасности критически важных и потенциально-опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, в части обеспечения их охраны и защищенности от террористических актов. В ходе обследования здания универмага ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенного по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, выявлен ряд недостатков в технической укрепленности и оснащенности современными средствами сигнализации. Здание универмага не оборудовано системой видеонаблюдения. Руководством ЗАО "Русь" не разработан и не согласован с соответствующими органами паспорт антитеррористической защищенности объекта. Ранее прокурором города на имя директора ЗАО "Русь" неоднократно направлялись представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, однако конкретных мер ЗАО "Русь" принято не было. Кроме того прокурор г.Новошахтинска Ростовской области ссылался на то, что дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму на критически важных, потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения может привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению материального ущерба объектам муниципальной собственности.
На основании вышеизложенного, прокурор, с учетом последующих уточнений, просил суд обязать ответчика на объекте с массовым пребыванием людей ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности объекта в срок до 01.12.2012 года.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16.10.2012 года исковые требования прокурора г.Новошахтинска удовлетворены. Суд обязал ЗАО "Русь" на объекте с массовым пребыванием людей ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности объекта в срок до 01.12.2012 года.
Не согласившись с вынесенным решением, генеральный директор ЗАО "Русь" Пацера В.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду недостаточности исследования, имеющихся в материалах дела, доказательств и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что суд, руководствуясь положениями ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ, не учел того, что данная норма права не содержит предписаний об обязательности порядка разработки паспортов антитеррористической защищенности объекта. Кроме того апеллянт ссылается на то, что, в нарушение протокола заседания антитеррористической комиссии Ростовской области от 30.03.2012 года N 47, информация о разработке паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности до руководства ЗАО "Русь" не была доведена Администрацией г. Новошахтинска, а узнать о необходимости разработки указанного паспорта не представлялось возможным. Ссылаясь на положение о паспорте об антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, апеллянт указывает, что ЗАО "Русь" не подпадает под объекты, на которых должен быть разработан указанный паспорт. Также апеллянт отмечает, что Положение о паспорте антитеррористической защищенности и техногенной безопасности было представлено в суд без приложения N 3, в котором указаны объекты отраслей, подлежащих паспортизации. Кроме того, в апелляционной жалобе указано на то, что из акта комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности объекта от 22.06.2012 года следует, что комиссия рекомендовала ЗАО "Русь" оборудовать все помещения и прилегающие территории средствами видеонаблюдения с записью информации не менее одних суток. При этом, в указанном акте нет указания на необходимость разработки и согласования паспорта антитеррористической защищенности.
Прокурором г. Новошахтинска на апелляционную жалобу ЗАО "Русь" поданы возражения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, представленных на нее прокурором г. Новошахтинска возражений, выслушав представителя ЗАО "Русь" - [ФИО]9., прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры - [ФИО]10., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, принимая решение по дел руководствовался положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в соответствии с которыми организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры, в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действия в чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что протоколом заседания антитеррористической комиссии Ростовской области от 30.03.2012 года N 47 было одобрено "Положение о паспорте антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Ростовской области".
Согласно Положению о паспорте антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Ростовской области паспортизации подлежат объекты отраслей, указанных в приложении N 3 к настоящему Положению, независимо от формы собственности, паспортизация которых не регламентирована федеральными и отраслевыми нормативными актами. Разработка Паспорта осуществляется администрацией объекта с учетом рекомендаций, изложенных в настоящем Положении, а также рекомендаций Антитеррористической комиссии Ростовской области, УФСБ России по Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области и подведомственных ему органов внутренних дел с учетом особенностей объекта. Паспорт разрабатывается в соответствии со структурой Паспорта согласно приложению N1 к настоящему Положению, составляется в четырех экземплярах и согласовывается с территориальными подразделениями УФСБ и МВД, утверждается руководителем объекта.
Данное решение и Положение распространяются и на Муниципальное образование г. Новошахтинск (N9), к отраслям относятся объекты потребительской сферы, рынки, торгово-развлекательные комплексы, предприятия общественного питания (5), другие объекты возможных террористических посягательств (N16). В Перечень объектов с массовым пребыванием людей г. Новошахтинска, утвержденным начальником ОНД по г. Новошахтинску 11.01.2011, включен ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенный по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что на ответчика как на торговое предприятие с массовым пребыванием людей распространяются вышеприведенные правовые нормы, которые обязательны для исполнения, поскольку приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, суд указал, что ответчик был уведомлен о необходимости разработки и согласования паспорта антитеррористической защищенности в июне 2012 года, однако на объекте с массовым пребыванием людей ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА он отсутствовал.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку в соответствии с протоколом заседания антитеррористической комиссии Ростовской области от 30.03.2012 года N 47 формирование и представление муниципальными антитеррористическими комиссиями Ростовской области реестров паспортов антитеррористической защищенности и техногенной безопасности подведомственных объектов, объектов организаций в соответствующие органы исполнительной власти РФ должно быть организовано в срок до 01.12.2012 года.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что в Федеральном законе от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержится положений предусматривающих обязательность разработки паспортов антитеррористической защищенности на объектах возможных террористических посягательств,
"Положение о паспорте антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Ростовской области", одобренное протоколом заседания антитеррористической комиссии Ростовской области от 30.03.2012 года N 47, регламентирующее разработку паспортов антитеррористической защищенности на объектах возможных террористических посягательств, не является нормативно-правовым актом Ростовской области, поскольку оно не было утверждено в установленном законом порядке и не вступило в законную силу.
Между тем, вступление в силу нормативно правового акта имеет юридическое значение, ведь именно с этого момента правовая норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством в настоящее время на территории Ростовской области не установлена обязанность ответчика как собственника объекта с массовым пребыванием людей - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности, в связи с чем правовых оснований для обязания ЗАО "Русь" разработать и согласовать указанный паспорт в срок до 01.12.2012 года не имеется.
Кроме того, судебная коллегия исходит из того, что резолютивная часть обжалуемого решения неисполнима, поскольку порядок разработки, составления, согласования паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Ростовской области, ни одним из действующих нормативно-правовых актов не предусмотрен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора г. Новошахтинска Ростовской области об обязании ЗАО "Русь" на объекте с массовым пребыванием людей ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности объекта в срок до 01.12.2012 года отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16.10.2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новошахтинска Ростовской области об обязании ЗАО "Русь" на объекте с массовым пребыванием людей ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности объекта в срок до 01.12.2012 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.