Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Е.А.
судей Шамрай М.С., Варламовой Н.В.
при секретаре Торпуджиян А.Х.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Амелиной Л.Ф.
на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.10.2012 г. по делу по иску Амелиной Людмилы Федоровны к Управлению труда и социального развития администрации г.Новочеркасска о признании ответа от 01.06.2012 г., акта от 31.05.2012 г. о выявлении и удержании необоснованно полученных денежных сумм в виде субсидий незаконными, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛА:
Амелина Л.Ф. обратилась в суд с требованием о признании ответа от 01.06.2012 г. и акта от 31.05.2012 г. УТиСР г. Новочеркасска незаконными, обязании произвести перерасчет ранее назначенной субсидии за период с 01.02.2011 г. по 31.05.2012 г. с учетом предоставленных документов от 01.06.2012 г., указав в обоснование требований, что ее семья в составе двух человек (она и сын) проживают в однокомнатной квартире общей площадью (?) кв.м. Размер дохода ее семьи позволяет претендовать на предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в связи с чем она с 2011г. подавала документы в УТиСР г. Новочеркасска для получения субсидии. Так как без декларирования дохода сына документы не принимались, истицей был указан его доход в размере (?) руб., в то время как реально данные суммы сын истицы не получал. Ежемесячная заработная плата истицы составляет (?) руб. Кроме того истица получает премию в размере (?) руб. Поскольку премия носит стимулирующий характер, истица имела намерение декларировать данную сумму, как дополнительный доход. Сумма премии не была задекларирована в качестве основного дохода поскольку совокупный доход семьи был равен 12000 руб., в то время как на самом деле он составлял (?) руб.
29.05.2012 г. истицей ответчику предоставлены дополнительные уточненные сведения о доходах семьи с просьбой произвести перерасчет за все периоды получения субсидии.
18.06.2012г. Амелиной Л.Ф. получено письмо УТиСР г. Новочеркасска, которым в предоставлении субсидий отказано в связи с отсутствием сведений о доходах сына (?) и предоставлением недостоверных сведений о доходах самой Амелиной. Кроме того, УТиСР ставило вопрос о возврате излишне выплаченных сумм в размере (?) руб.
Амелина Л.Ф. просила суд признать ответ от 01.06.2012 г. и акт от 31.05.2012 г. УТиСР г. Новочеркасска о выявлении и удержании необоснованно полученных денежных сумм в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными, обязать УТиСР г. Новочеркасска произвести перерасчет ранее назначенной субсидии с учетом предоставленных документов.
Амелина Л.Ф. и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.10.2012 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С постановленным по делу судебным решением не согласилась истец, полагая его незаконным и необоснованным. Апеллянт указывает, что согласно сложившейся практике применения Постановления Правительства РФ N 761 от 14.12.2005г. излишне начисленная субсидия возвращается в бюджет, при этом предоставление субсидии не прекращается, а приостанавливается и производится перерасчет. Предоставление неполных или неверных сведении не является основанием для отказа в предоставлении субсидии и требовании ее возврата полном объеме.
Проверив законность вынесенного решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии положениями частей 1 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 за N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.
Для получения субсидии гражданину необходимо представить документы, предусмотренные п. 8 Правил, в том числе, согласно пп. "г" п. 8 документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п.п. в п. 60 вышеуказанного Постановления Правительства РФ предоставление субсидии прекращается при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В силу п. 61 указанного Постановления возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" п. 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Амелина Л.Ф. обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) 02.02.2011 г. представив документы, подтверждающие ее доход с августа 2010 г. по январь 2011 г. в размере (?) руб. ежемесячно, а также заявление сына - (?), совместно с ней проживающего о доходе по временным заработкам без оформления документов в размере (?) руб. При этом в заявлении о назначении субсидии Амелина Л.Ф. под роспись была предупреждена об ответственности за достоверность предоставленных сведений.
На основании представленных Амелиной Л.Ф. документов УТиСР г. Новочеркасска была назначена субсидия с (?) г.
Впоследствии Амелина Л.Ф. обращалась в УТиСР г. Новочеркасска с заявлениями о назначении субсидии, предоставляла сведения о доходах семьи: по заявлению от 05.08.2011 г. - в прежнем размере; по заявлению от 31.01.2012 г. о своем доходе - (?) руб. ежемесячно и справку о доходах сына в размере за ноябрь 2011 г.-(?) руб., декабрь 2011 г.-(?) руб. Субсидия выплачивалась Амелиной Л.Ф. до мая 2012 г.
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, в отношении Амелиной Л.Ф. была проведена проверка по факту предоставления ею заведомо недостоверных сведений о доходах семьи для назначения субсидии, после чего возбуждено уголовное дело по факту совершения преступления, предусмотренного ст. (?) УК РФ.
После возбуждения уголовного дела Амелиной Л.Ф. предоставлено в УТиСР г. Новочеркасска заявление с просьбой принять уточненные сведения о ее доходах в размере (?) руб. ежемесячно за период с августа 2010 года, за сентябрь 2011 г.- (?) руб., а также предоставлено заявление от сына (?) о том, что он не имел дохода с 01.07.2010 г. по 01.07.2011 г.
По данному заявлению направлен ответ, в котором сообщено о прекращении предоставления субсидии с (?) г., в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации.
Позднее Амелиной Л.Ф. вновь направлено в УТиСР г. Новочеркасска заявление с просьбой произвести перерасчет с учетом заявления сына (?) о том, что он имел ежемесячный доход с августа 2010 г. по январь 2012 г. в размере (?) руб. в виде безвозмездной помощи родственников.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными ответа от 01.06.2012 г. и акта от 31.05.2012 г., поскольку в ходе производства по делу нашел свое подтверждение факт предоставления Амелиной Л.Ф. недостоверных сведений о своей заработной плате, а также предоставление не полных сведений в отношении сына (?).
Поскольку истец знала о последствиях предоставления недостоверных сведений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прекращение выплаты субсидии ответчиком произведено правомерно, в соответствии с действующим законодательством.
Требование истца произвести перерасчет субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с изменением сведений, на основании документов о доходах семьи, предоставленных Амелиной Л.Ф. после возбуждения уголовного дела 29.05.2012г., не основано на нормах права.
Согласно п. 50 Постановления Правительства РФ N 761, в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, перерасчет субсидии предусматривается лишь в случае ошибки, допущенной уполномоченным органом. Перерасчет выплаченной субсидии в связи с предоставлением получателем заведомо недостоверной информации нормами права не предусмотрен.
Доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства и которые могут повлиять на принятое решение, в жалобе не содержится. Таким образом судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.11.2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Амелиной Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.