Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Зинкиной И.В.,
судей: Толстика О.В., Вялых О.Г.,
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Толстика О.В. дело по апелляционной жалобе Кондрашовой С.Б. на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Кондрашова С.Б. обратилась в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной размере 5 990 000 руб., указав, что она является собственником земельного участка, площадью 5199 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, стоимость которого согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 31.03.2008г. составляла 17 718 607,92 руб., а с 01.01.2009г. кадастровая стоимость данного земельного участка, на основании постановления Администрации Ростовской области N212 от 28.04.2008 г., составляет 36 420 554,70 руб. и эти сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
22.10.2012г. Кондрашовой С.Б. был получен отчет ООО "ГЕО-ДОН" об оценке рыночной стоимости указанного участка, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка составляет 5 990 000 руб.
Истица считает, что кадастровая оценка земельного участка завышена и влечет за собой завышенную налогооблагаемую базу для оплаты земельного налога, противоречит положениям ст.66 ЗК Российской Федерации.
Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 ноября 2012 года Кондрашовой С.Б. отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с указанным решением, Кондрашова С.Б. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, считая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Апеллянт указывает, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать рыночную стоимость.
Апеллянт, ссылаясь на ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, считает, что размер кадастровой стоимости напрямую зависит от размера рыночной стоимости земельного участка, и основанием для изменения кадастровой стоимости является факт определения ее рыночной стоимости, подтвержденный соответствующим отчетом по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Апеллянт также полагает, что в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной рыночной и государственная кадастровая оценка земли не производится.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Кондрашовой С.Б. по доверенности Кузовлева К.А., не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Кондрашова С.Б. является собственником земельного участка, площадью 5199 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
По состоянию на 31.03.2008г., кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 17 718 607,92 руб. (л.д.9).
Согласно кадастровой справке от 12.10.2012г., кадастровая стоимость земельного участка составляет 36 420 554,70 руб. (л.д.10).
В обоснование заявленных требований истица представила отчет ООО "ГЕО-ДОК" N399-2012 от 22.10.2012г., согласно которому, рыночная стоимость указанного земельного участка на 01.01.2007 г. составляет 5 990 000 руб..
Суд правильно счел необоснованным довод истицы о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть равной рыночной стоимости земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кондрашовой С.Б. суд руководствовался ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации N281-О от 01.03.2011 года, Федеральным законом от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и исходил из того, что вопрос пересмотра кадастровой стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти и только при несогласии с их решением - в судебном порядке. Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленная кадастровая стоимость земельного участка нарушает ее права и законные интересы.
В соответствии со ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000г. N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно Указа Президента РФ от 25.12.2008г. N1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и проверка результатов работ, прямо возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области, проводилась в 2007г. во исполнение постановления Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2007г. N163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III. 1 "Государственная кадастровая оценка". В статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
При этом основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 01.03.2011 N 281-0-0 "такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование и индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Кондрашова С.Б. до подачи в суд иска не обращалась в органы исполнительной власти с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, несмотря на то, что о кадастровой стоимости участка он знала с момента его приобретения в 2011г.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда о том, что рассматривая дело в пределах заявленных требований, суд не может подменять собой органы исполнительной власти, а истице следовало в органы исполнительной власти и только в случае отказа обращаться в суд, представляя доказательства необоснованности отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Судом верно отмечено, что само по себе то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истице, превышает его рыночную стоимость не может являться основанием к изменению установленной кадастровой стоимости.
Принимая решение, суд исходил из содержания искового заявления, и указания истицы на то, что изменение кадастровой стоимости земельного участка необходимо ей для корректировки налоговой базы по земельному налогу.
Согласно ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Для целей налогообложения, согласно статье 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется (устанавливается) в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для установления налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка, используется государственная кадастровая оценка земель, а не рыночная стоимость земельного участка.
Под рыночной стоимостью объекта оценки, как следует из ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Нормативные правовые акты не устанавливают тождества между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью. Ни один нормативный акт не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Также в Земельном кодексе Российской Федерации не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Правильно применяя данные нормативные правовые акты к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции постановил обоснованные выводы о соблюдении управлением требований норм материального права, определяющих порядок государственной оценки земель общества на основе их кадастровой стоимости, вследствие чего доводы апелляционной жалобы Кондрашовой С.Б. о том, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать рыночную, а в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной рыночной и государственная кадастровая оценка земли не производится подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, решение суда отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
При рассмотрении спора судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, права и обязанности сторон. На основании надлежащей оценки представленных доказательств, соответствующей нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и при соблюдении норм процессуального права постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондрашовой С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.