Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей: Минасян О.К., Монмарь Д.В.,
при секретаре : Попове М.С.,
заслушав в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда по докладу судьи Корниловой Т.Г. дело по апелляционной жалобе Атальяна Э.А. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Атальян Э.А. обратился с исковым заявлением в суд к УТ МВД РФ по СКФО, 3-й лица Министерство финансов РФ, Министерство финансов Ростовской области, УФК по РО, Департамент МТО МВД РФ о признании действий должностных лиц неправомерными и восстановлении в жилищных правах.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что с 12.12.1992 года по 17.03.2009 года проходил государственную службу в органах внутренних дел РФ в Ставропольском линейном отделе внутренних дел на транспорте Северо-Кавказского УВДТ (далее - ранее ЛОВДТ - ныне ЛО). 17.03.2009 года уволен по состоянию здоровья.
В период прохождения службы в подразделении Ставропольского ЛОВДТ - линейном отделении внутренних дел в аэропорту Ставрополь (далее - ЛОВД а/п Ставрополь), 19.03.1993 года им был подан рапорт на имя начальника Ставропольского ЛОВДТ майора милиции Г.М.В. о внесении его и членов его семьи в список очередников на получение жилья. На заседании ЖБК Атальян Э.А. и члены его семьи были признаны нуждающимися в получении жилья и поставлены в очередь.
25.12.1994 года в подразделении ЛОВДТ-ЛОВД в а/п Ставрополь, была создана своя ЖБК. 18.01.1995 года на заседании ЖБК ЛОВД в а/п Ставрополь, по рапорту истца с дополнительной резолюцией начальника ЛОВД в а/п Ставрополь было принято решение об установлении очередности сотрудников на получение жилья и включении в список очередников. Атальян Э.А. вместе с семьей решением ЖБК были зачислены в список под номером "4".
При увольнении со службы, должностными лицами до истца было доведено, что вопрос получения жилья Атальян будет решаться после увольнения и исключения его из списков личного состава, в соответствии с очередностью сотрудников ЛОВДТ, и его решение требует длительного периода.
В 2011 году он случайно узнал от сослуживцев, что исключён из очереди на получение жилья, и что все документы, подтверждающие его право на получение жилья, исчезли из вышеуказанного структурного подразделения МВД.
В связи с этим, 16.03.2011 истец обратился в ЛОВДТ с просьбой о предоставлении выписки из протокола ЖБК о постановке его на квартирный учет по месту службы.
26.05.2011 ему был дан ответ, о том, что представить запрашиваемую выписку из приказа ЖБК Ставропольского ЛОВДТ не представляется возможным, ввиду отсутствия документов, подтверждающих постановку на квартирный учет в Ставропольском ЛОВДТ.
Истец повторно обратился по месту прежней службы - УТ МВД России по Северо-Кавказскому ФО, с просьбой разобраться с указанным недоразумением и восстановить его и его семью в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Ставропольского ЛО МВД РФ на транспорте.
15.01.2012, им был получен ответ, что оснований для восстановления его в списках очередников не имеется, ввиду отсутствия документов.
Узнав о нарушенных правах, Атальян Э.А. переживал, и переживает до настоящего времени, думая о том, что может потерять право на получение жилья, его здоровье ухудшилось. Будучи инвалидом 2 группы истец не имеет иной возможности приобрести жилье. Указанными незаконными и необоснованными действиями ему причинен существенный моральный вред, который он оценивает в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Истец с учетом уточненных исковых требований просил: признать действия Ставропольского ЛОиУТ МВД России по СКФО, связанными с исключением его и членов его семьи из списка нуждающихся в получении жилья, неправомерными, нарушающими права и свободы. Установить юридический факт постановки истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилья и внесения в списки по учету и распределению жилья, согласно протоколу Жилищно-бытовой комиссии (ЖБК) ЛОВД Ставрополь от 18.01.1995г. Обязать должностных лиц, виновных в ограничении конституционных прав истца представить ему возможность реализовать право на участие в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015годы. Взыскать в счет компенсации морального вреда 1.000.000руб., судебные расходы 200рублей.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 ноября 2012 г. в удовлетворении исковых требований Атальян Э.А. отказано.
В апелляционной жалобе Атальян Э.А. просит решение суда отменить, и принять новое решение об удовлетворении в полном объеме заявленных требований.
В заседание судебной коллегии Атальян Э.А. не явился, о месте, времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом и заблаговременно; не сообщил причины неявки и не ходатайствовал об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя УТ МВД РФ по СКФО -Литвинова Я.С., судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями ст.ст. 255, 256 ГПК РФ, Законом РФ "О милиции", ст. 30 ЖК РСФСР, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", и исходил из того, что истец никогда не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, документов, подтверждающих данный статус не представлял, созданная в подразделении ЛОВД в а/п Ставрополь ЖБК являлась общественным объединением сотрудников, которые не вправе были решать вопросы связанные с признанием сотрудников подразделения нуждающимися в улучшении жилищных условий, и тем более вести самостоятельно списки нуждающихся. Суд признал обоснованным ходатайство ответчика о применении срока исковой давности к требованиям истца.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с решением суда.
В соответствии со ст. 30 Закона N 1026-1 от 18.04.1991 года "О милиции" ( в редакции, действовавшей на момент возникновения спорны отношений) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Применительно к положениям ч.2,3,4 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 17.12.1992 по 17.03.2009 Атальян Э.А. проходил службу в органах внутренних дел, из них в период с 17.12.1992 по 10.06.1993 в должности оперуполномоченного розыска Ставропольского ЛОВД на транспорта СКУВДТ, в период с 10.06.1993 по 22.06.2000 на различных должностях в ЛОВД в аэропорту Ставрополь СКУВДТ.
В подтверждение права состоять на квартирном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом представлены копии протоколов ЖБК ЛОВД а/п Ставрополь о выборах ЖБК от 25.12.1994г., о распределении очередности на получение жилья среди сотрудников ЛОВД в а/п Ставрополь от 18.01.1995г., список сотрудников ЛОВД в а/п Ставрополь желающих стать в очередь на получение и расширение жилплощади, где под N4 указан Атальян Э.А. с составом семьи жена, дочь. Рапорт Атальян Э.А. датированный 19.03.1993г. на имя начальника Ставропольского ЛОВД о рассмотрении вопроса о внесении в списки очередников на получение жилой площади, где имеется резолюция от 18.01.1996г. о рассмотрении на комиссии.
Давая оценку указанным доказательствам, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд пришел к выводу, что сформированная в ЛОВД а/п Ставрополь жилищно-бытовая комиссия являлась неформальным объединением, созданным с целью решения различных социально-бытовых вопросов на общественных началась. Сотрудники указанного подразделения становились на учет в качестве нуждающихся согласно представленным рапортам, без представления документов подтверждающих статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решения о признании Атальян Э.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий как комиссией ЖБК ЛОВД а/п Ставрополь, так и в полномочном органе Ставропольском ЛОВДТ (Ставропольском ЛО МВД России на транспорте), не принималось, документы Атальян Э.А. не представлялись. Установив указанные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, что Атальян Э.А. никогда не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, таким образом, оснований для установления юридического факта постановки Атальян Э.А. вместе с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в получения жилья и внесения в списки по учету и распределению жилья, не имеется. Учитывая, что судом не установлены обстоятельства связанные с включением Атальян Э.А. когда-либо в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, признания его уполномоченным органом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для признания действий Ставропольского ЛО и УТ МВД России по СКФО связанных с исключением его и членов его семьи из списка нуждающихся в получении жилья, неправомерными и нарушающими его права и свободы, не имеется.
Разрешая требования Атальян Э.А. о предоставлении ему возможности реализовать право на участие в федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы, суд обоснованно исходил из п.п. "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г. (далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении условий ( получении жилых помещений) сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых, в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы ( службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 19 Правил установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают документы, в том числе выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что Атальян Э.А. приказом МВД РФ СК УВД на транспорте N 78л/с от 17.03.2009г. уволен из органов внутренних дел по п. " З" ст. 19 ( по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на 17.03.2009г. в календарном исчислении 17лет 10месяцев 07 дней, в льготном исчислении 17лет 10 месяцев 09 дней.
Судом установлено, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Атальян Э.А. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту службы не обращался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения в установленном порядке не признан, с заявлением об участии в указанной подпрограмме не обращался. Таким образом, вывод суда, что со стороны ответчика не было нарушено прав истца, на участие в указанной подпрограмме, является правильным. Поскольку судом не установлено нарушений прав истца оснований для удовлетворения требований связанных с компенсацией морального вреда также не имелось, в связи с чем и в указанной части решение суда является законным.
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, перечисление нормативных документов, между тем, судебная коллегия считает, что судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства, которые подлежали доказыванию в рамках заявленных требований, нарушений в применении материального и процессуального закона не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 ноября 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Атальян Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.