Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Донченко М.П.
судей: Поддубной О.А., Джакобия Г.А.
при секретаре Вороной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поддубной О.А. дело по апелляционной жалобе Лысенко О.В. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 октября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Лысенко О.В. обратился в суд заявлением об оспаривании действий Администрации г. Таганрога и возложении обязанности по восстановлению нарушенного права.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно выписке из постановления главы администрации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как дети-сироты.
В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он обращался с заявлениями в Администрацию г. Таганрога с просьбой сообщить о состоянии очередности в списке учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако Администрация г. Таганрога сообщила, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На этом основании Лысенко О.В. просил суд признать незаконными действия Администрации г. Таганрога о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, об отказе в предоставлении жилого помещения не ниже установленной социальной нормы; обязать администрацию г. Таганрога поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот.
В отношении заявителя дело было рассмотрено в его отсутствие с участием представителя Хечоян Ю.М., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации г. Таганрога - Зайцева А.А., действующая на основании доверенности, требования Лысенко О.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 октября 2012 года Лысенко О.В. отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с постановленным судом решением. Лысенко О.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое судебное постановление отменить, как незаконное и необоснованное.
По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка тому обстоятельству, что Администрация г. Таганрога подтвердила включение Лысенко О.В. в составе семьи его брата в список нуждающихся в жилом помещении. При этом Лысенко О.В. указывает, что суд не учел факта его незаконной постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи его брата в возрасте 17 лет.
Лысенко О.В. полагает, что он относится к категории лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, и ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м.
В силу ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Лысенко О.В. дважды было направлено судебное извещение о рассмотрении его апелляционной жалобы по адресу, указанном заявителем: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Сведений о перемене места жительства Лысенко О.В. суду не сообщал. Конверты возвращены почтовой организацией в суд с отметкой "истек срок хранения" (л.д. 37,41).
Судебное заседание от 28.01.2013 года по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 14.02.2013 года. При повторном извещении Лысенко О.В. По указанному и единственно известному суду адресу поданная телеграмма вернулась с отметкой "адресат по извещению за телеграммой не является". Представитель заявителя, извещенный телефонограммой, в судебное заседание не явился.
Иные сведения о месте нахождения либо о месте работы Лысенко О.В. у суда отсутствуют.
Таким образом, судебной коллегией при рассмотрении дела предприняты исчерпывающие меры по уведомлению подателя жалобы, дающие основания считать, что Лысенко О.В. злоупотребляет своими процессуальными правами, поскольку при добросовестном отношении он должен был озаботиться необходимостью получения почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.
Судебная коллегия отмечает, что апелляционная жалоба была подана Лысенко О.В. лично 14.11.2012 года, что свидетельствует о его осведомленности относительно имеющегося в производстве суда настоящего гражданского дела. При этом сведения о дате и времени рассмотрении поданной Лысенко О.В. апелляционной жалобы размещены на сайте Ростовского областного суда, имеющем открытый доступ.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции законодательно связан необходимостью рассмотрения дела, рассмотрение дела не может быть отложено на неопределенный срок, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие Лысенко О.В. в порядке статьи 396 ГПК РФ апеллянта.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие Администрации г. Таганрога, извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на письменное обращение заявителя, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Администрацией г. Таганрога был дан ответ за исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о том, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заявитель был исключен из списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с закреплением за ним квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Данное Постановление заявителем не обжаловалось, не отменено. Заявителю разъяснено его право на постановку на учет, для чего необходимо предоставить подтверждающие документы.
Отказывая в удовлетворении заявление, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 258 ГПК РФ, и исходил из того, что незаконность действий Администрации г. Таганрога в ходе судебного разбирательства, установлены не были.
Судебная коллегия полагает, что разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил круг значимых для дела обстоятельств, применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац второй статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 384 утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета.
В соответствии с указанным Порядком жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма.
В силу п. 3 Положения "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм закона, право на льготное обеспечение жилым помещением имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем.
При этом возраст от 18 до 23 лет является не сроком исковой давности либо иным сроком, который может быть восстановлен, а необходимым условием, определяющим наличие права лица на льготы, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из материалов дела, Лысенко О.В. был включен в составе семьи своего брата [ФИО]9, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для постановки на учет брата заявителя - [ФИО]9 являлось отсутствие жилого помещения, что отражено в его заявлении, датированном ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Самостоятельно Лысенко О.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по любым основаниям, в том числе и по тем основаниям, что он является сиротой, до настоящего времени в уполномоченные органы не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании Постановления главы администрации г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Лысенко О.В. было предоставлено жилое помещение общей площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с чем Постановлением Мэра г. Таганрога НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА внесены изменения в учетное дело [ФИО]9 путем исключения из состава его семьи Лысенко О.В. как обеспеченного жилой площадью согласно нормы, установленной по РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений требований законодательства со стороны Администрации г. Таганрога, в связи с чем суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Лысенко О.В. требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел факта незаконной постановки Лысенко О.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи его брата в возрасте 17 лет, не могут являться основанием к отмене постановленного судом первой инстанции решения, поскольку обоснованность постановки заявителя на учет не являлась предметом рассмотрения в настоящем споре.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в заявлении, которым дана надлежащая правовая оценка судом при вынесении решения, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, а потому не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, дав им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лысенко О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.