Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 1995 г. N 102) (извлечение) (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

ГАРАНТ:

Приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. N 104 приказ, утвердивший настоящее Руководство, признан утратившим силу

См. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные вышеназванным приказом

Приказом Минтранса РФ от 30 сентября 2005 г. N 117 в настоящее Руководство внесены изменения

Руководство
по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов
(утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 1995 г. N 102)
(извлечение)

С изменениями и дополнениями от:

7 апреля 2000 г., 30 сентября 2005 г.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденную приказом ФСВТ РФ и МВД РФ от 30 ноября 1999 г. N 120/971

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов*1) разработано в соответствии с требованиями Норм, правил и процедур по авиационной безопасности Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897.

Руководство регламентирует порядок практического осуществления мероприятий по производству досмотра в общем технологическом процессе обслуживания воздушных судов и пассажиров как на внутренних, так и на международных линиях.

1.2. Досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов*2) производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия*3), боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

1.3. Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

1.4. Досмотр производится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами авиапредприятий, авиакомпаний и других эксплуатантов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях.

В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне*4).

1.5. Билеты на воздушные суда продаются гражданам только по предъявлении документов, удостоверяющих их личность (приложение 1).

1.6. Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, а в аэропортах, обслуживающих международные рейсы, - после прохождения пассажирами таможенного и пограничного контроля.

Контроль за пересечением зон таможенного и пограничного контроля возложен на должностных лиц таможенных и пограничных органов во взаимодействии со службой авиационной безопасности аэропорта по согласованной технологии.

1.8. Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится только в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательства*5), досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира.

ГАРАНТ:

См. Правила производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов, утвержденные постановлением СМ СССР от 16 июня 1978 г. N 484

1.9. Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится комиссией по решению руководителя службы авиационной безопасности или лица, его замещающего.

Досмотр багажа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, производится в присутствии двух понятых и оформляется актом (приложение 8)

Перевозка багажа и ручной клади пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.

1.15. При необоснованной задержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра, должностные лица авиапредприятия обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие отправку его очередным рейсом.

В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его неиспользованной части.

1.16. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки*6).

5. Специальная информация для пассажиров воздушного транспорта

 

5.1. Каждый пассажир информируется о требованиях, предъявляемых авиапредприятием при перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа.

Для этого в аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи билетов оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты, раздаются памятки, по радио передаются тексты, содержащие информацию о том, что:

а) для обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей запрещается перевозить воздушными судами гражданской авиации взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и другие опасные вещества и предметы;

б) в целях предотвращения провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и обеспечения безопасности полетов в аэропортах и городских аэровокзалах производится досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров;

в) провоз пассажирами на воздушных судах гражданской авиации веществ и предметов, запрещенных к перевозке, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом;

г) пассажиры, не прошедшие досмотр, а также не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, к перевозке не допускаются;

д) пассажирам категорически запрещается принимать от посторонних лиц для перевозки на воздушных судах чемоданы, посылки и другие предметы, а также доверять свой багаж незнакомым гражданам под наблюдение хотя бы на непродолжительное время.

5.2. В аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи авиабилетов, перед пунктами досмотра вывешиваются перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к провозу на гражданских воздушных судах, правила провоза оружия и боеприпасов, радио-фото-киноаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники и допустимые нормы провоза ручной клади.

5.3. В агентствах, аэровокзалах, в местах продажи билетов и зонах их регистрации, местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, перед зонами контроля (пунктами досмотра) вывешиваются объявления, примерный перечень текстов которых прилагается (приложение 5)

6. Порядок производства досмотра

 

6.3.3. Изъятие в случае обнаружения у пассажира или в его ручной клади опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, производится с составлением соответствующего акта (приложение 6)

В зависимости от степени опасности изъятых оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов принимается решение о допуске пассажира к полету, наложении на него административного взыскания - штрафа или передаче его в органы внутренних дел (приложение 7)

При допуске такого пассажира к полету решается вопрос о необходимости досмотра его багажа.

В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира с соблюдением требований п.п. 1.8 и 1.9 настоящего Руководства и оформляется составлением акта (приложение 8)

Административные взыскания за такие же нарушения налагаются на членов экипажей воздушных судов, отправителей грузов, почты, бортовых запасов и обслуживающий персонал авиапредприятий.

9. Досмотр пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах и вылетающих из аэропортов местных воздушных линий

 

9.1. Досмотр пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах.

9.1.1. Все лица, сопровождающие на борту воздушного судна груз, проходят досмотр на безопасность в обязательном порядке.

9.1.2. При обнаружении запрещенных к перевозке веществ и предметов производится их изъятие в соответствии с Технологией производства досмотра.

9.1.3. В полете сопровождающие груз находятся под контролем экипажа и к грузу не допускаются.

9.2. Досмотр пассажиров, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий.

9.2.1. Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа возлагается на работников гражданской авиации,назначенных администрацией аэропорта (начальника посадочной площадки в присутствии члена экипажа).

9.2.2. Началу досмотра должно предшествовать:

а) объявление о необходимости предъявления пассажирами имеющихся у них опасных веществ, предметов и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

б) предупреждение пассажиров об ответственности за провоз опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

в) доведение до сведения пассажиров перечня запрещенных к перевозке на воздушном транспорте опасных веществ и предметов.

10. Досмотр транзитных и трансферных пассажиров

 

10.1. В аэропорту должны предусматриваться залы для размещения транзитных и трансферных пассажиров с ручной кладью и багажом с целью исключения контакта с недосмотренными пассажирами.

10.2. Транзитные и трансферные пассажиры не должны иметь доступа к своему зарегистрированному багажу.

Если выполнение пунктов 10.1 и 10.2 настоящего Руководства обеспечить невозможно, то перед посадкой на борт воздушного судна транзитные и трансферные пассажиры проходят досмотр.

10.3. Должностные лица службы организации перевозок должны своевременно информировать специалистов службы авиационной безопасности об изменениях маршрутов транзитных пассажиров, которые были изменены по инициативе пассажиров. Багаж указанных пассажиров должен быть досмотрен и отправлен тем же рейсом.

12. Ручная кладь пассажира

 

12.1. К перевозке в салонах воздушных судов в качестве ручной клади пассажира могут быть допущены:

вещи и предметы, необходимые пассажиру в полете (зонты, трости, папки, портфели, дамские сумки, предметы гигиены, печатные изделия, медикаменты, пальто, шубы, плащи, питание, кресло-коляски для инвалидов, детские колыбельные при наличии ребенка до 1 года). Общая масса указанных вещей не должна превышать 5 кг.

Примечания:

1. В салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при перевозке (кинофотоаппаратура, теле-радиоаппаратура, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики и т.п.).

2. При наличии у пассажиров электронных игр, портативных видеокамер, видеомагнитофонов, переносных телефонов и другой электронной аппаратуры предупреждать пассажиров о запрещении пользования ими на борту воздушного судна в целях исключения создания помех в системах связи и пилотажа воздушного судна в полете.

12.2. На гражданских воздушных судах разрешается перевозить в ручной клади следующие вещества и предметы бытового назначения:

1. Уксусная эссенция (не более 0,5 литра на пассажира).

2. Спирт (до 70 проц.) и винно-водочные изделия в заводской упаковке.

3. Лаки для ногтей и жидкости для волос в аэрозольной упаковке, а также освежающие жидкости, имеющие спирто-лаковую основу.

Перечисленные жидкости должны быть в заводских упаковках.

4. Зажигалки и баллончики со сжиженным газом для зажигалок (не более двух баллончиков на пассажира), за исключением газовых зажигалок одноразового использования и зажигалок, подверженных утечке в условиях пониженного давления.

5. Складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи и ножи хозяйственно-бытовые с длиной лезвия не более 110 мм.

6. Термометры (градусники) медицинские (не более одного на пассажира).

7. Тонометры ртутные в стандартных футлярах (не более одного на пассажира).

8. Барометры и манометры ртутные, упакованные в специальные герметичные контейнеры, под пломбой отправителя.

9. Контейнеры с калибровочными радиоизотопными источниками (не более четырех штук).

13. Порядок изъятия, сроки хранения, реализации или уничтожения опасных веществ, предметов и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом

 

13.1. Обнаруженные у пассажира в ручной клади (багаже) при досмотре опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом, изымаются. Изъятие оформляется актом, который регистрируется в журнале (приложение 9).

13.2. Изъятые у пассажиров опасные вещества и предметы, которые находятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочные изделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартной заводской упаковки, и т.п.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту в специальных помещениях.

Обнаруженные в ходе досмотра газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажиров отсутствуют соответствующие документы, передаются в органы внутренних дел в соответствии с законодательством, регламентирующим оборот оружия на территории Российской Федерации.

13.3. Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, наркотические, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества и т.п.), снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 1995 г.

Регистрационный N 995

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 1995 г. N 102) (извлечение)


Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 1995 г.

Регистрационный N 995


Настоящее Руководство вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст Руководства опубликован в газете "Российские вести" от 8 февраля 1996 г., N 25


Приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. N 104 приказ, утвердивший настоящее Руководство, признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минтранса РФ от 30 сентября 2005 г. N 117

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 7 апреля 2000 г. N 80-ДСП "О внесении изменений в порядок применения приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102 "Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2000 г., регистрационный N 2206)