Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Третьяковой В. П.
судей Гребенщиковой О. А., Пискуновой Ю. А.,
при секретаре Арикайнен Т. В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Третьяковой В. П.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Беловского городского округа
на заочное решение Беловского городского суда
от 07 марта 2012 года
по иску Н. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился в суд с иском к администрации г. Белово о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С 13.05.2005 года по 01.08.2007 года он находился на воспитании в "Школе-интернате N 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" города Белово. Впоследствии был направлен ПТУ N 5 г. Белово, где получил профессионально-техническое образование по специальности сварщик.
С 2010 года истец состоит на льготной очереди на получение жилья. Отдельного закрепленного за ним жилого помещения не имеет.
В конце июня 2011 года на имя и.о. главы г. Белово им было подано заявление о предоставлении ему по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения, но ответа на это заявление не последовало.
Истец нуждается в жилье, так как ни в собственности, ни на основании муниципального найма жилья не имеет. До настоящего времени в соответствии с законом жилье ему не предоставлено.
Наличие списков лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа ему в предоставлении жилого помещения. Следовательно, ему должно быть предоставлено юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Белово, в соответствии с установленными нормами жилой площади по договору социального найма. Обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Белово.
Просил обязать Администрацию г. Белово предоставить ему юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и технически требованиям, расположенное в г. Белово, размером не менее установленных муниципальных норм жилой площади по договору социального найма (л. д. 4).
Заочным решением Беловского городского суда от 07 марта 2012 года постановлено:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Н., 10.10.1991 г. р. по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 33 кв. м. в пределах города Белово, отвечающее санитарным и техническим требованиям (л. д. 17-23).
В апелляционной жалобе Администрация Беловского городского округа просит решение суда отменить, указывая, что ответчик не располагает свободными жилыми помещениями.
На 01.04.2011 г. очередь Н. во внеочередном списке составляет 447.
Обязанность ответчика по предоставлению жилья наступает только с момента поступления финансирования из областного бюджета, и не была исполнена ввиду отсутствия надлежащего финансирования. Ответчик сможет предоставить истцу жилое помещение только после получения целевой субвенции.
Суд необоснованно не привлек к участию в деле Администрацию Кемеровской области (л. д. 25-26).
Н. принесены возражения на апелляционную жалобу (л. д. 30-31).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав в их поддержку представителя ответчика, просившую об отмене решения суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Постановлением Администрации г. Белово от 24.06.2005 г. N 148-п "Об установлении учётной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "Город Белово" (минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма) в размере: 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более; 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Как видно из материалов дела и было установлено судом, Н., является сиротой, с 13.05.2005 года по 01.08.2007 года проживал и обучался в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 2 для детей-сирот и детей" (л. д. 5).
Как видно из объяснений сторон, ответа Администрации Беловского городского округа от 23.11.2011 г. на обращение истца (л. д. 7), Н. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота, включен в список внеочередного предоставления жилого помещения. На 01.04.2011 г. очередь Н. в общем списке предоставления жилого помещения за N 1286, в списке внеочередного предоставления жилого помещения за номером 447.
Из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 02.06.2011 г. (л. д. 8) видно, что у Н. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами закона, суд сделал правильный вывод о том, что Администрацией Беловского городского округа Н. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. м., расположенное в г. Белово, и отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, поскольку истец является лицом из числа детей-сирот, окончил соответствующее образовательное учреждение, закрепленного за ним жилого помещения нет, и поэтому имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязав ответчика предоставить истцу соответствующее жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность ответчика по предоставлению жилья наступает только с момента поступления финансирования из областного бюджета, и не была исполнена только ввиду отсутствия надлежащего финансирования, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.
Как установлено Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что ответчик не располагает свободными жилыми помещениями и сможет предоставить истцу жилое помещение только после получения целевой субвенции, также не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Как правильно указал и суд, в данном случае право истца на предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия таких же прав иных лиц, от наличия в бюджете муниципального образования денежных средств на приобретение жилья.
Ни часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Кемеровской области N 67-ОЗ от 16 мая 2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и от обеспечения жильем других очередников. Названные нормы не содержат указаний на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории.
Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Администрацию Кемеровской области, несостоятельны, поскольку прав ответчика указные обстоятельства не затрагивают.
Администрацией Кемеровской области апелляционная жалоба на решение суда не принесена.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Беловского городского суда от 07 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Третьякова В. П.
Судьи: Пискунова Ю. А.
Гребенщикова О. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.