Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Левковец В.В.
с участием прокурора Полянской В.Я.
при секретаре Максимейко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Улькинская основная общеобразовательная школа и администрации Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия муниципального казенного общеобразовательного учреждения Улькинская основная общеобразовательная школа, о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коченевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Улькинская основная общеобразовательная школа и администрации Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия муниципального казенного общеобразовательного учреждения Улькинская основная общеобразовательная школа, о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Коченевского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации объекта недвижимости МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, "адрес", ул. "адрес", N.
В ходе проверки установлено, что использование данного объекта осуществляется при отсутствии доступа маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения, устройство пандусов, поручней или иных средств доступа инвалидов в здание МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа (далее - МКОУ Улькинская ООШ), отсутствуют.
Просит признать бездействие МКОУ Улькинская основная общеобразовательная
школа и администрации Коченевского района, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию здания входа в МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа пандусами и поручнями, незаконным. Обязать МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа и администрацию Коченевского района осуществить устройство пандусов и поручней на входе в здание МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа, расположенному по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, "адрес", ул. "адрес", N. Установить срок для исполнения требований - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Коченевского района НСО Полянская В.Я. требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, просила признать незаконным бездействие МКОУ Улькинская основной общеобразовательной школы и администрации Коченевского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение оборудования здания входа в МКОУ Улькинская основная общеобразовательная школа пандусами и поручнями. Установить срок для исполнения требований - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель МКОУ Улькинской основной общеобразовательной школы Бондаренко И.М. представил заявление о признании требований прокурора Коченевского района Новосибирской области в полном объеме.
Глава администрации Коченевского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил заявление о признании требований прокурора Коченевского района Новосибирской области в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора и исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов градостроительного законодательства, закрепленным в п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Государством признается важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, в том числе, посредством определения в законодательстве обязанностей организации в данной сфере независимо от организационно-правовых форм.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).Согласно ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", принятой 13.12.2006 Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в зданиях должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп инвалидов подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием.
Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам (п. 13.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
По результатам прокурорской проверки установлено, что вход в здание МКОУ Улькинская ООШ, расположенное по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, "адрес", ул. "адрес", N оборудован крыльцом шириной 2,58 м, высотой 30,5 см, длиной 4,47 м, основная ступень - ширина 1,60 м, длина 2,17 м, высота 16 см, 2 ступени - ширина - 33 см (1 ступень); 30 см (2 ступень), длина 2, 58 м, высота 16 см.
Таким образом, условия инвалидам, в том числе, детям-инвалидам, для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию МКОУ Улькинская ООШ не созданы, доступ маломобильных групп населения к зданию вышеуказанного объекта, затруднен, что создает угрозу существенного нарушения прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченной возможностью передвижения как наиболее социально незащищенной категории населения.
Интересы неопределенного круга лиц заключаются в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а именно в получении беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - МКОУ Улькинская ООШ.
В соответствии с п. 1.3 - 1.5 Устава МКОУ Улькинская ООШ учредителем "Учреждения" является администрация Коченевского района.
Здание МКОУ Улькинская ООШ, расположенное по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, "адрес", ул. "адрес", N закреплено за МКОУ Улькинская ООШ на праве оперативного управления.
Бездействие МКОУ Улькинская ООШ и администрации Коченевского района выражается в не принятии мер по оборудованию входа в здание школы пандусами и поручнями.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Одним из способов защиты гражданских прав, в силу ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного суд удовлетворяет заявление прокурора, так как оспариваемое бездействие МКОУ Улькинская ООШ и администрации Коченевского района Новосибирской области противоречит требованиям закона и нарушает права граждан.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Улькинская основная общеобразовательная школа и администрации Коченевского района Новосибирской области, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию входа в здание в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Улькинская основная общеобразовательная школа пандусами и поручнями, незаконным.
Обязать муниципальное казенного общеобразовательное учреждение Улькинская основная общеобразовательная школа и администрацию Коченевского района Новосибирской области осуществить устройство пандусов и поручней на входе в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения Улькинская основная общеобразовательная школа, расположенному по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, "адрес", ул. "адрес", N.
Установить срок для исполнения требований - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий : подпись В.В. Левковец
судья: В.В. Левковец
секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.