судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Ивановой О.Д.,
судей Быстровой И.Г., Макурина В.М.,
при секретаре Коврижных Е.Е.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макурина В.М. гражданское дело по иску Подгорного "данные изъяты", Гаврилова "данные изъяты" к Управлению жилищного фонда администрации города Норильска о возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления жилищного фонда администрации города Норильска Визер Г.В.,
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 04 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Подгорного "данные изъяты", Гаврилова "данные изъяты" к Управлению жилищного фонда администрации города Норильска о возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения удовлетворить.
Обязать Управление жилищного фонда администрации города Норильска передать Подгорному "данные изъяты", Гаврилову "данные изъяты" в общую долевую собственность в равных долях - по "данные изъяты" доле в праве собственности каждому, равнозначное ранее занимаемому отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, - квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью не менее 51,0 кв.м, жилой площадью не менее 27,9 кв.м, расположенную в черте города Норильска"
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подгорный К.Ю., Гаврилов Б.В. обратились в суд с иском Управлению жилищного фонда администрации города Норильска о предоставлении жилой площади в связи со сносом дома. Исковые требования мотивированы тем, что по договору приватизации "данные изъяты" им, а также их матери - Подгорной Л.Ф. на праве общей собственности принадлежала двухкомнатная квартира общей площадью 51,0 кв.м., жилой площадью 27,9 кв.м., расположенная по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты" Подгорная Л.Ф. умерла, а они выехали из квартиры, сдав указанную жилую площадь в аренду. На основании заключения межведомственной комиссии администрации города Норильска дом, в котором находилась принадлежащая им квартира, снесен. В ответ на их обращение, в целях получения другого помещения взамен снесенного, администрацией города Норильска им предложено представить соответствующие документы, в том числе, свидетельство о праве на наследство. Между тем, к нотариусу с заявлением о принятии наследства в виде 1/3 доли квартиры они не обращались, однако фактически приняли наследственное имущество после смерти матери. Считают требование ответчика о предоставлении данного документа незаконным и просят на основании норм ЖК РФ возложить на Управление жилищного фонда администрации города Норильска обязанность по передаче им в собственность в равных долях равнозначное ранее занимаемому отдельное благоустроенное жилое помещение - квартиру в г. Норильске, состоящую из двух комнат.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищного фонда администрации города Норильска - Визер Г.В. просит решение отменить, ссылаясь на то, что, отказывая ответчику в применении срока исковой давности, суд незаконно посчитал, что на данные исковые требования срок исковой давности не распространяется на основании ч. 5 ст. 208 ГК РФ. Истцы как собственники, были обязаны нести расходы по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта и т.п.), уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды и т.д. В отношении имущества несовершеннолетнего находящегося под опекой указанные обязанности возлагаются на его опекуна. При этом, учитывая невозможность установить точный день и месяц сноса многоквартирного года в 1998 году, исчисление срока когда о нарушенном праве истцам должно было стать известно следует исчислять с первого января 1999 года. Таким образом, срок исковой давности для обращения с указанным иском в суд истек.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы Подгорный К.Ю., Гаврилов Б.В., представитель ответчика Управления жилищного фонда администрации города Норильска. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку последние о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В силу ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 года, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
В соответствии ч.ч.1,2,6,7 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд ... Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п.п. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела видно, что жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 51,0 кв.м., в том числе жилой площадью 27,9 кв.м., в порядке приватизации было передано в долевую собственность Подгорной Л.Ф., и ее детям - истцам Подгорному К.Ю. и Гаврилову Б.В. по 1/3 доли каждому. "данные изъяты" Подгорная Л.Ф. умерла. Истцы Подгорный К.Ю., "данные изъяты" и Гаврилов Б.В., "данные изъяты", на момент смерти матери являлись несовершеннолетними, после ее смерти в 1994 году выехали из г. Норильска. При этом истцы фактически приняли наследственное имущество после смерти матери в виде часов марки "Маяк", видеомагнитофона и телевизора "Айва", холодильника "Бирюса", принадлежащая истцам квартира была сдана в аренду Мовсумову В.О.
Согласно ответу Норильского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 27 августа 2012 года квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", зарегистрирована на праве собственности за Подгорной Л.Ф., Подгорным К.Ю. и Гавриловым Б.В. по 1/3 доли каждому на основании договора "данные изъяты" о передаче квартир в собственность граждан "данные изъяты".
Согласно сведений, предоставленных Норильским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по состоянию на 29 августа 2012 года, сведения в Едином государственном реестре прав т недвижимое имущество и сделок с ним в виде квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты"
Согласно акту междуведомственной комиссии "данные изъяты" по результатам обследования жилого дома "данные изъяты", с целью признания дома непригодным для постоянного проживания, указанный дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу, относится к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования и не подлежит восстановлению техническими средствами.
Согласно информации, предоставленной Управлением собственности Администрации города Норильска и АО "Норильский комбинат" по сносу жилых зданий по состоянию на 01 августа 2012 года, "данные изъяты" был демонтирован в 1998 году на основании акта "данные изъяты".
12 марта 2008 года истцы Подгорный К.Ю. и Гаврилов Б.В. в лице своего представителя - адвоката Соколова И.П. обратились в Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска с вопросом о выплате денежной компенсации за снесенную квартиру по адресу: "данные изъяты". Из письма Управления жилищного фонда Администрации города Норильска от 09 апреля 2008 года усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии "данные изъяты". Дом снесен в 1998 году, а жильцам предоставлены другие благоустроенные жилые помещения. Выплатить истцам денежную компенсацию за непригодное жилое помещение не представляется возможным, так как в городском бюджете на 2008-2010 г.г. подобных выплат не предусмотрено. Вместе с тем, истцам разъяснено, что в силу раздела 4 Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, собственнику непригодного жилого помещения может быть предоставлено на праве собственности другое равнозначное жилое помещение. Истцам было предложено обратиться для подбора жилого помещения с соответствующим пакетом документов.
Удовлетворяя исковые требования Подгорного К.Ю. и Гаврилова Б.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцы фактически приняли наследство своей матери - Подгорной Л.Ф. в виде 1/3 доли квартиры по адресу: "данные изъяты", то есть стали долевыми собственниками указанной квартиры с размерами долей в праве собственности то 1/2 у каждого. С учетом того, что право на получение в собственность жилого помещения взамен подлежащего сносу, было предусмотрено как ЖК РСФСР (ст. 49.3), так и ЖК РФ (ст. 32) и поскольку ответчиком не принимались меры к выкупу у истцов жилого помещения в доме, подлежащем сносу, истцы не уведомлялись о сносе дома, в выплате денежной компенсации за жилое помещение истцам отказано, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у органа местного самоуправления возникла обязанность по передаче истцам жилого помещения взамен снесенного в собственность.
Однако, с данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права.
Судебная коллегия находит, что в силу ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим между сторонами применяется ЖК РФ, так как по вопросу о выплате денежной компенсации за снесенную квартиру истцы обратились 12.03.2008 г. При этом ЖК РФ не содержит норм, которые бы прямо регулировали порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч. 1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе аварийного жилого дома суду первой инстанции следовало руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ, устанавливающей порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Частью 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включаются рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Следовательно, суд был не вправе возлагать на Управление жилищного фонда администрации города Норильска обязанность предоставить истцам другое жилое помещение в собственность, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изъятого жилого помещения.
С учетом того, что Подгорный К.Ю. и Гаврилов Б.В. обратились в суд не с иском о выплате выкупной цены изъятого жилого помещения, а о предоставлении им в собственность жилого помещения взамен изъятого жилого помещения, судебная коллегия находит, что в удовлетворении их исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 04 сентября 2012 года - отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Подгорного "данные изъяты", Гаврилова "данные изъяты" к Управлению жилищного фонда администрации города Норильска о возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения - отказать.
Председательствующий: О.Д.Иванова
Судьи: М.Г.Быстрова
В.М.Макурин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.