Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе: председательствующего - Переверзевой И.Н.,
судей - Мигущенко Н.А., Шуваевой Е.И.,
при секретаре - Сошниковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению Будникова А.В. об оспаривании решения Комитета социального обеспечения Курской области, поступившее по апелляционной жалобе Будникова А.В. на решение Железногорского городского суда Курской области от 26 марта 2012 года, которым в удовлетворении требований Будникова А.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Мигущенко Н.А., выслушав объяснения представителя Комитета социального обеспечения Курской области - Скрипченкова А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Будников А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета социального обеспечения Курской области, указывая, что с 07 августа 2009 года он является получателем пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12.03.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". 22 декабря 2011 года он обратился в Комитет социального обеспечения Курской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого трудового стажа продолжительностью 25 лет. Считает указанный отказ незаконным и просит возложить на Комитет социального обеспечения Курской области обязанность направить документы, необходимые для присвоения звания "Ветеран труда", в Администрацию Курской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Будников А.В. просит указанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда 2-й инстанции заявитель Будников А.В. не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Будникова А.В.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета социального обеспечения Курской области - Скрипченков А.И. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение Железногорского городского суда Курской области от 26 марта 2012 года оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из письменных материалов дела Будников А.В. с 07 августа 2009 года является получателем пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12.03.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", награжден медалями "За отличие в службе"(1, 2 и 3 степени). 22 декабря 2011 года Будников А.В. обратился в Комитет социального обеспечения Курской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", на момент рассмотрения указанного заявления имел трудовой стаж 24 года 3 месяца. Письмом председателя Комитета социального обеспечения Курской области от 21.01.2012 года Будников А.В. уведомлен об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия необходимого трудового стажа продолжительностью 25 лет.
Отказывая Будникову А.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения Комитета социального обеспечения Курской области и отсутствии оснований для присвоения заявителю на момент обращения звания "Ветеран труда". Указанный вывод является верным по следующим основаниям:
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) категории ветеранов установлены с учетом: 1) заслуг по защите Отечества - "Ветераны Великой Отечественной войны и Ветераны боевых действий"; 2) безупречной военной и иной государственной службы - "Ветераны военной службы и Ветераны государственной службы"; 3) продолжительного добросовестного труда - "Ветераны труда".
В соответствии со ст.5 указанного Закона военнослужащие, уволенные с военной службы в запас, награжденные медалями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 и более лет, являются "ветеранами военной службы".
Согласно статье 7 ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица:1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанными нормами Закона для бывших военнослужащих (к которым относится и заявитель) и иных работников установлены разные категории ветеранов и императивное положение о том, что бывшие военнослужащие, имеющие продолжительность только военной службы 20 лет и награжденные медалями, являются "Ветеранами военной службы".
В силу статьи 10 ранее действовавшего Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является именно стаж, составляющий не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
По смыслу Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" под "пенсией за выслугу лет" в ст.7, понимаются пенсии за выслугу лет, которые предусматривались разделом V Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и по существу предусматриваются ст.ст.27-28 Федерального закона от 17.12.01г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в число которых пенсия за выслугу лет по Закону РФ от 12.02.93г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... ", на которую имеет право Будников А.В., не включена.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) указанных лиц определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вопреки доводам жалобы для присвоения звания "ветеран труда" заявителю в силу ст.7 Закона требовалось наличие "трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости", т.е. не менее 25 лет (ст.10 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", действовавшего на момент принятия Закона). Поскольку продолжительность общего трудового стажа заявителя на момент обращения за присвоением звания "Ветеран труда" составляла 24 года 3 месяца, т.е. менее 25 лет, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент обращения Будников А.В. необходимого трудового стажа, при наличии которого ему может быть присвоено звание "Ветеран труда", не имел.
Доводы жалобы, что наличие права на присвоение заявителю звания "Ветеран труда" подтверждается положениями Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" и Закона РФ от 12.02.93г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... ", устанавливающих случаи назначения пенсий по выслуге лет при наличии стажа 20 лет, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку дифференцированные условия назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренные данными нормативными актами не могут служить общим критерием предоставления звания "Ветеран труда". Иное толкование закона противоречило бы такому общему критерию отнесения граждан к ветеранам труда, как продолжительность добросовестного труда, установленному в статье 1 Федерального закона "О ветеранах".
Кроме того, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" принимался в период действия Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", содержит до настоящего времени ссылки именно на данный закон, ст.7 предусматривает наличие "трудового", а не страхового стажа, указанного в ст.7 действующего Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", принимая во внимание, что ст.1 Федерального закона "О ветеранах" определяет, что категория "Ветеран труда" устанавливается с учетом "продолжительного добросовестного труда", под которым на момент принятия закона понимался период работы в 20-25 лет для женщин и мужчин соответственно, несмотря на то, что Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" с 01.01.02 года утратил силу, его положения, указанные выше, вопреки доводам жалобы должны быть учтены при толковании положений ст.7 Федерального закона "О ветеранах".
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции, рассматривая спор, надлежащим образом исследовал и оценил в совокупности и взаимосвязи все имеющиеся по делу доказательства, проверил доводы сторон, также дал им оценку, выводы суда содержат и фактическое и законодательное обоснование, поэтому полагать, что судом нарушены требования ст. 67 ГПК РФ, либо неверно распределено бремя доказывания, оснований не имеется. Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, с учетом фактических обстоятельств дела, верно установленных судом, а также имеющихся по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют, не влияют на законность и обоснованность состоявшегося решения и так же не могут повлечь за собой отмену последнего, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы Будникова А.В. и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железногорского городского суда Курской области от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Будникова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.