Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Краснятовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Тихонова К.В. к МУ "Центр коммунально-социальных услуг города Курска" (ЦКСУ) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления льготы и денежной компенсации на члена семьи Т., обязании ответчика произвести перерасчёт с 1 января 2012 года суммы как незаконно прекращённой компенсационной выплаты в размере 50% в связи с расходами по оплате занимаемого им и членами семьи (включая Т. ) жилого помещения в соответствии со ст. 16 ФЗ "О ветеранах", взыскании компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционной жалобе третьего лица - Комитета социальной защиты населения города Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 30 июля 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МУ "ЦКСУ города Курска" по взысканию полученных Тихоновым К.В. сумм в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2011 года за счёт будущих компенсационных выплат.
Обязать МУ "ЦКСУ города Курска" производить Тихонову К.В. компенсационную выплату в части оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения истцом и членами его семьи " ... ", начиная с 1 января 2012 года.
В остальной части в удовлетворении иска о признании права на компенсационную выплату в части оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения членом семьи истца Т. и компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихонов К.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он, как ветеран боевых действий, в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами его семьи, совместно с ним проживающими. Данной льготой на состав семьи из 4-х человек (он, супруга, дочь и сын супруги от первого брака) он пользовался с 2005 года. Однако с января 2012 года денежная компенсация указанной льготы перестала поступать на его счёт, открытый в СБ РФ, по тем основаниям, что зарегистрированный и проживавший с ним совместно сын супруги - Т., по мнению ответчика, не является членом его семьи. Образовавшаяся за предыдущий период переплата удерживается ответчиком из начисленной суммы компенсации, в связи с чем, выплата компенсации с января 2012 года прекращена, с чем он не согласен. Считает, что незаконными действиями ответчика ему причинён моральный вред, который просит взыскать в сумме " ... " рублей.
Судом постановлено указанное выше решение о частичном удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе третье лицо - Комитет социальной защиты населения города Курска просит решение суда в части удовлетворения требований Тихонова К.В. отменить, как незаконное, в иске отказать.
Поскольку истцом и ответчиком решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе третьего лица.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя третьего лица - Комитета социальной защиты населения г. Курска - Черниковой Н.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Тихонова К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995г. N5-ФЗ, ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Установленные ст.ст. 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 10).
Согласно ст. 23.2 закона, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 данного Федерального закона, Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации указанных полномочий, постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009г. N58 утверждены Правила предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, действие которых распространяется, в том числе, на граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Федерального закона "О ветеранах".
Из материалов дела усматривается, что истец является ветераном боевых действий, имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с п.п.5 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995г. N5-ФЗ, в связи с чем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о применении к спорному правоотношению порядка предоставления компенсационных выплат, установленного вышеназванными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009г. N58.
Как следует из п.3 и п.5 Правил, компенсационные выплаты предоставляются гражданам в виде авансовых платежей на одно жилое помещение по месту жительства в связи с расходами по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, оплате на наем жилого помещения (для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда), а также по оплате коммунальных услуг; начисление указанной выплаты гражданам, пользовавшимся правом на данные меры социальной поддержки до 01.01.2010г., производится с 01.01.2010г. без предоставления ими документов, указанных в п. 9 настоящих Правил, на основании сведений, содержащихся в автоматизированной базе данных органов социальной защиты населения (п. 23); предоставление компенсационной выплаты прекращается с месяца, следующего за месяцем наступления одного из обстоятельств, в том числе, утраты получателем права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (п. 24); перерасчёт размера компенсационных выплат производится ежеквартально по сведениям о ежемесячно потреблённых жилищно-коммунальных услугах, полученных от организаций в электронном виде, в случае изменения сведений, влияющих на размер и условия начисления выплат, перерасчёт производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления соответствующих обстоятельств (п. 29); компенсационные выплаты, излишне выплаченные гражданину вследствие непредставления сведений, указанных в п. 36 настоящих Правил, а также представления документов с заведомо недостоверными сведениями, подлежат взысканию в соответствии с действующим законодательством (п. 37).
Судом установлено, что истец, как ветеран боевых действий, имеет право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами его семьи, совместно с ним проживающими. С 14.09.2002г. он зарегистрирован и проживает в квартире N дома N, расположенной по "адрес", принадлежащей на праве общей долевой собственности " ... " истцу, его супруге " ... ", их дочери " ... " и Т. - сыну " ... " от первого брака.
Т., зарегистрировавший 01.08.2009г. брак с " ... ", с указанного времени в квартире не проживает, сохраняя в ней регистрацию по месту жительства.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями истца.
Учитывая, что Т. с 01.08.2009г. в квартире не проживает, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания за истцом права на меру социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения членом его семьи Т., а также для признания незаконными действий ответчика по непредоставлению истцу на Т. данной меры с 01.01.2012г., являются правильными.
Судом также установлено, что за период с 01.01.2010г. по 31.12.2011г. истцу на семью из 4 человек (он, супруга, дочь и сын супруги Т.) была предоставлена компенсационная выплата по оплате жилья в размере " ... " рублей. Однако с 01.01.2012г. данная компенсационная выплата прекращена в связи с тем, что, по мнению ответчика, Т. членом семьи истца не является, так как между ними отсутствует родственная связь. Определенная за указанный период переплата в размере " ... ", со ссылкой на п. 30 Правил, утверждённых постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009г. N58, в одностороннем порядке удерживается ответчиком из начисляемых истцу с 01.01.2012г. компенсационных выплат, в связи с чем, с января 2012 года компенсационные выплаты на его счёт, открытый в Сбербанке РФ, не поступали.
Вывод суда первой инстанции о незаконности действий ответчика по удержанию переплаты в зачет осуществления последующих компенсационных выплат на основании п. 30 Правил, и возложении на МБУ "ЦКСУ г. Курска" обязанности производить истцу Тихонову К.В. компенсационную выплату в части оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения им и членами его семьи - " ... ", начиная с 01.01.2012г., судебная коллегия находит правильным.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд исходил из того, что п. 30 Правил, на который ссылается ответчик, не регламентирует порядок взыскания компенсационных выплат по оплате жилья, излишне выплаченных гражданину вследствие непредставления сведений, указанных в п. 36 данных Правил, а также представления документов с заведомо недостоверными сведениями, поскольку данным пунктом предусмотрена возможность учёта получателям в зачёт осуществления последующих компенсационных выплат только сумм авансовых платежей, излишне полученных сверх объёма фактически потреблённых либо недополученных жилищно-коммунальных услуг, к которым, в силу п.4 ст. 154 ЖК РФ, относится плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В связи с чем, суд правомерно указал, что в соответствии с п.37 этих же Правил, взыскание излишне выплаченных гражданину компенсационных выплат за оплату жилья вследствие непредставления сведений, указанных в п. 36 настоящих Правил (в том числе, при изменении количества граждан, проживающих совместно с получателем мер социальной поддержки), а также представления документов с заведомо недостоверными сведениями, производится в установленном действующим законодательством порядке, что в силу ст.12 ГК РФ в сфере гражданско-правовых отношений подразумевает либо добровольный, либо судебный порядок.
Принимая во внимание, что в добровольном порядке излишне полученная, по мнению ответчика, компенсационная выплата истцом не возвращена, вывод суда о судебном порядке разрешения спора является верным.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения ст.1102 и п.1 ст.329 ГК РФ правового значения по делу не имеют и к спорным правоотношениям применены быть не могут.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица - Комитета социальной защиты населения города Курска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.