Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 18 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего- Гогина А.В.,
судей: ПоздняковаС.И.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Барановой И.В., с участием заявителярассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационнойжалобе начальника Главного управления МЧС России по Новгородской области (далее- Управление) на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 25февраля 2011 года по заявлению бывшего военнослужащего Управления подполковниказапаса Зобнина Алексея Руфовича об оспаривании решения жилищной комиссииУправления, утвержденного ее начальником, связанного с исключением заявителя изсписков военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н.,объяснения заявителя в обоснование доводов поданной жалобы, окружной военныйсуд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, впериод службы в Министерстве обороны Российской Федерации в 1996 году Зобнинполучил от указанного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военнаяслужба, жилое помещение на состав семьи 3 человека (он, жена и сын 1994 г.р.) по адресу: г. Великий Новгород, мкр. Кречевицы, д. 163, кв. 74, общей площадью 31,2 кв.м..
В октябре 2006 года Зобнин, проходя службу в МЧСРоссии, принят на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Расторгнув в брак в июне 2007 год и заключив в августе2007 года новый брак, в январе 2008 года Зобнин снялся с регистрации по адресу ранеезанимаемой квартиры и зарегистрировался по адресу места жительства новойсупруги: г. Великий Новгород, ул. Кочетова, д. 33, к. 2, кв. 2, общая площадькоторой составляет 31 кв.м..
Собственником указанного жилого помещения с 2004 годаявлялась новая супруга Зобнина (Владимирова И.Г.)
При обращении Зобнина с заявлением о рассмотрениивопроса об обеспечении его жильем посредством участия в жилищной подпрограмме"Государственный жилищный сертификат" (далее ГЖС) для обеспечения жильем его,вписанного в его личное дело сына от первого брака 1994 года рождения, а такжедочери от второго брака 2009 года рождения, жилищная комиссия Управлениярешением от 25 ноября 2010 года (протокол N9) исключила его и членов семьи изсписков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считая данные действия нарушающими его права, Зобнинобратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными решение жилищной комиссии иначальника Главного управления МЧС России по Новгородской области, связанные соснятием его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- признать незаконным и недействующим с моментапринятия постановление жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Новгородскойобласти от 25 ноября 2010 г. (протокол N9) в части касающейся снятия его сучета нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- взыскать с ответчиков в его пользу государственнуюпошлину в размере 200 рублей и оплату юридических услуг в размере 6500 рублей.
Гарнизонный военный суд материально - правовыетребования Зобнина удовлетворил, отказав в части возмещения судебных расходовпо оплате услуг представителя в размере, превышающем 2 000 рублей.
В кассационной жалобе начальник Управления проситрешение гарнизонного военного суда отменить.
В обоснование жалобы он указывает, что суд неправильноопределил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд не учел, что на момент принятия заявителя нажилищный учет в 2006 году, тот проживал в жилом помещении, в котором на каждогочлена его семьи приходилось менее учетной нормы жилого помещения, установленнойв Великом Новгороде.
В последующем жилищной комиссии стало известно оснятии заявителя с регистрации в ранее предоставленном ему жилом помещении,однако справку о его сдаче он не предоставил, как и финансово - лицевой счет ипоквартирную карточку.
Однако суд указал в решении, что у жилищной комиссиинеобходимые, в данном случае, сведения имелись, что противоречит п. 27"Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ" утвержденной приказомМинистра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N80 (далее - Инструкция), применяемой в МЧС России, так как в жилищной комиссии должнынаходиться копии указанных документов.
Указав в решении, что реализация права военнослужащегона жилье зависит от нуждаемости его в улучшении жилищных условий, а заявительпретендовал на получение ГЖС, суд не учел того, что заявитель Зобнин обязан былпредоставить все необходимые документы, в том числе и о сдаче жилого помещения.
Оставлено судом без внимания и то обстоятельство, чтооставив ранее предоставленное жилое помещение своей бывшей супруге, Зобнин мердля получения причитающейся ему площади не предпринял.
Поэтому на основании п.31 Инструкции он подлежал снятиюс учета и на основании статьи 53 ЖК РФ.
В возражениях на жалобу Зобнин просил решение судапервой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - безудовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводыкассационной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отменысудебного решения.
Из материалов дела следует, что решениежилищной комиссии Управления от 25 ноября 2010 года (протокол N 9) принималосьпри рассмотрении заявления Зобнина о включении его в программу на обеспечение ГЖС.
Жилищной комиссией было принято решение оснятии Зобнина с учета нуждающихся в получении жилого помещения. Вопрос овозможности обеспечения его ГЖС жилищной комиссией не рассматривался.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первойинстанции пришел к выводу о незаконности решения жилищной комиссии Управления всвязи с тем обстоятельством, что на момент подачи заявления на участие в программена получение ГЖС заявитель являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, авместо справки о сдаче ранее предоставленного жилого помещения может бытьпредоставлен другой документ, отражающий жилищное положение военнослужащего.
В соответствии с положением пункта 25 ПостановленияПленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 " Опрактике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностныхлиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела посуществу суду надлежит выяснять, в частности, соблюден ли порядок принятиярешений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такиетребования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания,процедура и т.п.).
Основанием к удовлетворению заявленияможет служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному изоснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенныхдействий (бездействия).
Согласно части 2 статьи 54 ЖК РФ, решение об отказе впринятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательнойссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Изсодержания оспариваемого решения видно, что оно не содержит ссылку на соответствующийпункт части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Таким образом, жилищной комиссией Управлениягрубо нарушена процедура снятия военнослужащего с учета нуждающихся в получениижилого помещения, а потому оспариваемое решение является незаконным и подлежитбезусловной отмене, несмотря на то, что гарнизонный военный суд признал егонезаконным по другим основаниям.
При таких обстоятельствах решение судапервой инстанции является по существу правильным, а доводы жалобы юридическойоценке со стороны судебной коллегии не подлежат.
Руководствуясь ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Великоновгородского гарнизонного военного судаот 25 февраля 2011 года по заявлению Зобнина Алексея Руфовича оставить без изменения,а кассационную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.