Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
всоставе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БасоваА.И.,
СУДЕЙ: Пестуновича В.И.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Полетаевой Е.В.,
рассмотрел в судебномзаседании гражданское дело по кассационным жалобам заявителя Зелепухина К.И. ипредставителя командира войсковой части 75752 на решение Сертоловскогогарнизонного военного суда от 15 октября 2010 года по заявлению подполковниказапаса Зелепухина Константина Ивановича об оспаривании решения командир а войсков ой част и75752 об отказе в производстве денежной выплаты ителя командира войсковой части 75752 .
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., поясненияЗелепухина К.И. и представителя командира войсковой части 75752 Гаврилова В.А.,поддержавших доводы своих жалоб, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ
Зелепухин обратился ввоенный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командирачасти от 13 августа 2010 года N 370 в части лишения его дополнительных денежныхсредств, предусмотренных приказом МО РФ N 115 от 28 марта 2009 года, за 1 и 2кварталы 2010 года.
Он просил обязатькомандира части данный приказ в отношении него отменить и произвести емудополнительную выплату в размере 130000 рублей.
Гарнизонным судом требования заявителя удовлетворенычастично.
Приказ командира войсковой части 75752 от 13 августа2010 года N 370 в части отказа Зелепухину в выплате денежных средств, предусмотренныхприказом МО РФ от 28 марта 2009 года N 115, признан незаконным и недействующимс момента издания.
Признав право Зелепухина на выплату ввиду вынужденногонеисполнения им обязанностей, суд обязал командира части данный приказ вотношении него отменить и рассмотреть вопрос о производстве ему денежнойвыплаты в конкретном размере, с учетом оценки его служебной деятельности.
В удовлетворении требования о взыскании выплаты вконкретном размере суд Зелепухину отказал, поскольку вопрос об установленииразмера выплаты отнесен к компетенции командира части.
В кассационных жалобах заявитель и представителькомандира части выражают несогласие с решением, соответственно, в части отказапроизвести выплату в конкретном размере и в части признания незаконным приказао лишении выплаты.
Заявитель указывает, что лишен права исполнятьдолжностные обязанности с 22 июня 2009 года, когда был незаконно уволен своенной службы. В дальнейшем, после исключения из списков личного составачасти, он являлся офицером запаса, и не имел возможности приступить кисполнению служебных обязанностей как до 22 июня 2010 года, когда был извещеноб отмене приказа об исключении из списков личного состава части, так и вдальнейшем, в связи с зачислением в распоряжение.
Право на получение спорной выплаты за 2009 годпризнано за ним определением Ленинградского окружного военного суда от 5 июля2010 года N 482-КГ, однако это решение до настоящего времени не исполнено всвязи с неуказанием в нем конкретной суммы.
Между тем, невыплата денежных средств, положенных емуза 1 и 2 кварталы 2010 года, является для него убытком, который, в соответствиис п.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежит возмещениюв полном объеме.
Анализ выплат, произведенных другим военнослужащимуправления воинской части, позволил Зелепухину определить размер выплатыприменительно к нему. Этот размер за 1 и 2 кварталы составил 130000 рублей.
Представитель командира части считает решениекомандира о невыплате Зелепухину дополнительных денежных средств обоснованным всвязи с неисполнением им в указанном периоде каких-либо обязанностей, несмотряна то, что 27 апреля 2010 года заместитель командира части С. в помещении судалично ознакомил его с приказом от 24 апреля 2010 года N 85 о восстановлении всписках личного состава части.
В возражениях на кассационную жалобу представителякомандира части Зелепухин просит оставить ее без удовлетворения и вновьобращает внимание на то, что в апреле 2010 года являлся офицером запаса иприступить к исполнению обязанностей не мог.
В разряд офицеров, состоящих на действительной военнойслужбе, он был переведен только 29 июня 2010 года, и прибыл в часть наследующий день.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационныхжалоб и возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Зелепухинпроходил военную службу по контракту в войсковой части 75752 в должностиначальника отдела кадров и строевого.
Приказом командующего войсками ЛенВО от 22 июня 2009года N 191 он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возрастапребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части 75752 от 29 января 2010 года N 19 с 24 февраля 2010 года исключён из списков личногосостава части.
РешениемСанкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2009 года,вступившим в законную силу 1 марта 2010 года, приказ об увольнении признан незаконными подлежащим отмене, а заявитель - восстановлению в прежней должности с 22 июня2009 года.
Во исполнение решениясуда, приказом командующего войсками ЛенВО от 30 марта 2010 года N 36 заявительвосстановлен на службе 30 марта 2010 года, а приказом командира войсковой части75752 от 27 апреля 2010 года N 85 - в списках личного состава части.
Оспариваемым приказом от13 августа 2010 года N 370 командир войсковой части 75752 принял решение непроизводить Зелепухину выплату, предусмотренную приказом Министра обороны РФ N115 от 28 марта 2009 года, за недобросовестное исполнение должностных(служебных) обязанностей в 1 и 2 кварталах 2010 года.
В соответствии с п.9ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кроме выплат,предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом РоссийскойФедерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенныхассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иногофедерального органа исполнительной власти, в котором федеральным закономпредусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другиедополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплатыустанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащихличного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Указом Президента РФ о 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использованиясредств на оплату труда работников федеральных органов исполнительнойвласти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено правоиспользовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета насоответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РоссийскойФедерации и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержаниефактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 январясоответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительнойвыплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение этого Указа Министр обороны издал приказот 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышениюэффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих иоплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РоссийскойФедерации", которым утвердил Порядок определения и расходования объемовбюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим.
Конкретные размеры материальногостимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленныхв соответствии с п.5 Порядка, по результатам исполнения военнослужащимидолжностных обязанностей (п.7 Порядка) и устанавливаются приказами определенныхдолжностных лиц (п.6 Порядка). При этом сначала соответствующим должностнымилицами утверждаются фонды материального стимулирования с поквартальным ихраспределением (п.3 Порядка). По результатам исполнения этих фондовсоответствующими финансово-экономическими органами определяется размер экономиибюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование (п.4 Порядка), идолжностными лицами устанавливаются объемы этих бюджетных средств (п.5 Порядка).
Таким образом, основанием к производству этой выплаты,согласно приведенным выше требованиям Указа и Порядка, является наличиеденежных средств, высвобождаемых за счет сокращения численности личного составаВС РФ, а условием - оценка соответствующим командиром (начальником) результатовисполнения военнослужащими должностных обязанностей.
Решение об отказе в выплате должно бытьмотивированным, что вытекает из предписаний, установленных Указом Президента РФо 26 декабря 2006 г. N 1459.
Так, этим Указом установлено, что стимулированиедолжно осуществляться в виде дополнительной выплаты наряду с другимидополнительными выплатами. Как следует из положений приказа Минобороны РФ от 30июня 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежнымдовольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", решениео производстве дополнительных выплат, как ежемесячных, так и единовременных,или отказе в их установлении, должно отражаться в соответствующем приказекомандира части с приведением соответствующих мотивов такого решения.
Признавая приказ незаконными подлежащим отмене, гарнизонный военный суд справедливо отметил, что оценкакачества исполнения заявителем в указанный период обязанностей военной службыпроизведена командиром части неверно, без учета вынужденного неисполнениявоеннослужащим обязанностей из-за необоснованного увольнения с военной службы иисключения из списков личного состава воинской части.
Суд правильно исходил из того, что, в соответствии сп.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в случаенеобоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военнуюслужбу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению вполном объеме. В том числе, они обеспечиваются всеми видами довольствия,недополученного после необоснованного увольнения.
Учитывая, что Зелепухин в оцениваемом командиромпериоде по независящим от него причинам вовсе не исполнял служебныхобязанностей, право на выплату возникло у него в порядке реализации гарантии,установленной в указанной норме Федерального закона.
Вместе с тем, определение конкретного размеравознаграждения приказом Министра обороны от 28 марта 2009 г. N 115 отнесено к компетенции командира части, поэтому суд лишен был возможностиопределить конкретную сумму, подлежащую ему к выплате.
По изложенным основаниям решение гарнизонного военногосуда следует признать законным и обоснованным, а кассационные жалобы - неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного,руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Сертоловскогогарнизонного военного суда от 15 октября 2010 года по заявлению ЗелепухинаКонстантина Ивановича об оспаривании действий командир а войсков ой част и 75752, связанных с лишением денежной выплаты, оставитьбез изменения, а кассационные жалобы заявителя и представителя командира части -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.