Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего -Гогина А.В.,
судей: Позднякова С.И.,
Горобца С.В.,
при секретаре Барановой И.В.
рассмотрелв судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителяЕрмоленко Е.Н. асова А.И.веиции Савельева И.Г.нарешение Выборгского гарнизонного военного суда от 1 октября 2010 года позаявлению бывшего военнослужащего войсковой части 02511 капитана запасаЕрмоленко Евгения Николаевича об оспаривании бездействия Министра обороны РФ,выразившегося в необеспечении заявителя жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Горобца С.В., окружной военныйсуд
УСТАНОВИЛ:
Ермоленко уволен с военной службы на основанииподпункта "б" пункта 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности ивоенной службе" (по состоянию здоровья), и приказом командира войсковой части02511 от 25 мая 2008 года исключён из списков личного состава.
23 октября 2007 года решением жилищной комиссиивойсковой части 02511 заявитель принят на учёт нуждающихся в получении жилогопомещения в избранном месте жительства в городе Санкт-Петербурге.
Поскольку жильё по избранному после увольнения своенной службы месту жительства Ермоленко не предоставлено, он обратился в судс заявлением об оспаривании бездействия Министра обороны РФ, выразившегося в необеспеченииего жилым помещением в избранном месте жительства.
Выборгский гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Ермоленко отказал.
Суд пришёл к выводу, что порядок признаниявоеннослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном месте жительства ипредоставления такого жилья определяется правительством Российской Федерации.До настоящего времени указанный порядок действующим законодательством неразработан. Однако жилищной комиссией воинской части заявитель признаннуждающимся в получении жилого помещения в Санкт-Петербурге, очерёдностьпредоставления жилья соблюдена, поэтому каких-либо нарушений его прав состороны Министра обороны РФ не имеется.
В кассационной жалобе Ермоленко, выражая несогласие спринятым судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решениеоб удовлетворении его требований.
Ссылаясь на отдельные положения Федерального закона "Остатусе военнослужащих", Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутреннихдел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарнойслужбы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условийв избранном постоянном месте жительства" и Инструкции о порядке обеспеченияжилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министраобороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, автор жалобы утверждает, что онподлежит обеспечению жилым помещением в избранном месте жительства приувольнении с военной службы.
Однако до настоящего времени жильё ему непредоставлено, что свидетельствует о бездействии Министра обороны РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводыкассационной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Данное гражданское дело, как возникшее из публичныхправоотношений, обоснованно рассмотрено судом в порядке, предусмотренномглавами 23, 25 ГПК РФ.
При этом судом правильно установлен предмет судебногоразбирательства, а также определены доказательства, которыми могут бытьподтверждены юридически значимые обстоятельства по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности подоказыванию законности оспариваемых действий возлагаются на орган, должностноелицо, совершивших оспариваемые действия.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судразъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, а также необходимостьподтвердить Министру обороны РФ законность оспариваемых действий.
Однако от должностного лица каких-либо доказательств,опровергающих утверждение заявителя о бездействии Министра обороны РФ пореализации его жилищных прав, не представлено.
Таким образом, названное должностное лицо фактическиуклонилось от выполнения процессуальной обязанности по доказыванию законностиоспариваемых действий, и суд рассмотрел заявление Ермоленко по имеющимся в деледоказательствам, которые не могут быть признаны достаточными для признанияуказанного выше бездействия законным.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленияЕрмоленко, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерациикаждый имеет право на жилище.
Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ военнослужащиеотнесены к категории лиц, которым жильё по договорам социального найма предоставляетсяв установленном данным Кодексом порядке только в том случае, если иной порядокне предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Иной порядок обеспечения военнослужащих жилымипомещениями установлен Федеральным законом "О статусе военнослужащих", всоответствии с которым Ермоленко принят на учёт нуждающихся в получении жилогопомещения по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусевоеннослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющихобщую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военнойслужбы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (кданной категории относится заявитель) и членов их семей при перемене местажительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, вкоторых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачигосударственных жилищных сертификатов.
Таким образом, федеральным законом установлен орган,который должен обеспечивать Ермоленко жилым помещением в избранном им месте жительства- Министерство обороны РФ.
Отсутствие механизма реализации данного порядкаобеспечения военнослужащих жилыми помещениями, о чём указал суд первойинстанции, не может служить основанием для ограничения установленных закономправ и социальных гарантий военнослужащих.
Действительно, конкретная процедура предоставлениявоеннослужащим жилых помещений, с учётом требований п. 14 ст. 15 Федерального закона"О статусе военнослужащих", в настоящее время не разработана.
Однако отсутствие детальной регламентации порядкаобеспечения военнослужащих жильём федеральными органами исполнительной властине лишает последних возможности и не снимает с них установленную закономобязанность предоставлять данным лицам жильё, исходя из общих требованийжилищного законодательства.
Между тем, по делу бесспорно установлено, что послепризнания Ермоленко нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительствакаких-либо объективных действий, направленных на выделение ему квартиры вгороде Санкт-Петербурге, Министерством обороны РФ не предпринималось, и болеедвух лет после увольнения с военной службы заявитель не обеспечен жилымпомещением.
Исходя из изложенного, суд второй инстанции приходит квыводу, что разумный срок по обеспечению Ермоленко жильём истёк.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение в частиоценки бездействия Министра обороны РФ по предоставлению заявителю жилогопомещения в избранном месте жительства не может быть признано законным иобоснованным, и подлежит отмене в соответствии требованиями п. 4 ч. 1 ст. 362ГПК РФ.
Учитывая, что по делу не требуется собирания илидополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судомпервой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в примененииматериального закона, окружной военный суд считает возможным при отмене решениясуда первой инстанции принять новое решение по делу.
В этом случае, согласно требованиям ст. 98 ГПК РФ, судвторой инстанции изменяет распределение судебных расходов между сторонами.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, окружнойвоенный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 1октября 2010 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 02511капитана запаса Ермоленко Евгения Николаевича об оспаривании бездействияМинистра обороны РФ - отменить.
Принять новое решение:
Заявление Ермоленко Евгения Николаевича признатьобоснованным.
Бездействие Министра обороны РФ, выразившееся внеобеспечении заявителя жилым помещением, признать незаконным.
Обязать Министра обороны РФ предоставить Ермоленко ЕвгениюНиколаевичу жилое помещение в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Судебные расходы, связанные с уплатой заявителемгосударственной пошлины при обращении в суды первой и второй инстанций,возместить Ермоленко, и взыскать с Министерства обороны Российской Федерации впользу Ермоленко Евгения Николаевича 300 (триста) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.