Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 06 июня 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ:ГОРЬКОВА И.В.,
ПЕСТУНОВИЧА В.И.,
при секретаре ЗАЙКОВОЙ М.М.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело покассационной жалобе должностного лица на решение Псковского гарнизонноговоенного суда от 12 апреля 2011 года по заявлению капитана запаса ОЛУПА РОМАНАЭДУАРДОВИЧА на действия командира войсковой части 81430 и командующегоВоздушно-десантными войсками, связанные с не включением заявителя в списки лиц,имеющих право на дополнительную выплату.
Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И.,объяснения командира войсковой части 81430 ИЛЬЯСОВА Р.О. и его представителяРАХМАНГУЛОВА Р.Р. в обоснование доводов кассационной жалобы, заявителя,возражавшего против этих доводов, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ОЛУПобратился в военный суд с заявлением, в уточненном варианте которого просил:
-признать незаконными действиякомандира войсковой части 81430, связанные с не включением его в списки военнослужащихдля назначения дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министраобороны РФ N400-А от 17 декабря 2009 года ;
-обязать командира войсковой части 81430 включить его в эти списки и направитьих командующему Воздушно-десантнымивойсками (далее - ВДВ) для последующего представления в комиссию Министерства обороныРФ;
-признать незаконными действия командующего ВДВ, связанные с направлениемтелеграммы об исключении его из списка военнослужащих для получениядополнительной выплаты.
РешениемПсковского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2011 года данное заявлениеудовлетворено частично.
Действиякомандира войсковой части 81430, связанные с не включением заявителя в списки военнослужащихдля назначения дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министраобороны РФ N400-А от 17 декабря 2009 года, признаны незаконными.
Надолжностное лицо возложена обязанность включить ОЛУПА в списки военнослужащихдля производства указанной дополнительной выплаты и направить их командующему ВДВ дляпоследующего представления в комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрениювопросов о дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу.
Вудовлетворении требования к командующему ВДВ ОЛУПУ отказано.
Приэтом суд на основании анализа положений п.9 ст.13 Федерального закона "О статусевоеннослужащих", приказаМинистра обороны РФ N400-А от 17 декабря 2009 года и утвержденной имИнструкции, телеграммы командующего ВДВ от 5 февраля 2010 года исходил из того, чтооснованием для назначения военнослужащим спорной выплаты является безупречнаяслужба в 2009 году и прохождение военной службы на воинской должности вконкретной воинской части по состоянию на 1 февраля 2010 года. Заявитель этимкритериям отвечал, поскольку на указанную дату занимал воинскую должность.Сокращение этой должности в отсутствие приказа компетентного должностного лицаоб освобождении ОЛУПА от исполнения обязанностей по ней не могло служитьоснованием для не включения его в списки военнослужащих для назначениядополнительной выплаты.
Судтакже отверг довод должностного лица о пропуске ОЛУПОМ процессуального срока наобращение с заявлением в суд, посчитав недоказанным утверждение командиравойсковой части 81430 о том, что он уведомил заявителя через егонепосредственного начальника о не включении его в списки военнослужащих дляназначения дополнительной выплаты в феврале 2010 года.
Вкассационной жалобе командир войсковой части 81430 гвардии подполковник ИЛЬЯСОВР.О. просит отменить судебное постановление и принять по делу новое решение.
Приэтом он выражает несогласие с выводом суда относительно исчисленияпроцессуального срока на обращение ОЛУПА с заявлением в суд. По утверждениюдолжностного лица, 26 февраля 2010 года при личной встрече он довел доначальника заявителя Т. свое решение не включать его в списки на получениевыплаты и просил передать это решение ОЛУПУ. В этот день Т. прибыла из отпускаи убывала на лечение в госпиталь, в связи с чем в силу требований ст.60 Устававнутренней службы была обязана представиться командиру части. Кроме того,обстоятельства исключения заявителя из списка военнослужащих для назначениядополнительной выплаты в ходе проводимой 2 марта 2010 года с ОЛУПОМ беседыдовел заместитель командира войсковой части 81430 Б.
Помимоэтого, автор кассационной жалобы полагает, что заявитель был обоснованно невключен в указанные списки, поскольку на момент их составления занимаемая имдолжность была сокращена, в связи с чем он не отвечал критериям, установленнымп.2 Инструкции о назначении и выплате офицерам, проходящим военную службу вобъединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, дополнительных выплат в 2010 году.
Вписьменных возражениях на кассационную жалобу заявитель просит оставитьсудебное постановление без изменения по изложенным в нем основаниям.
Приэтом он утверждает, что об исключении из списков военнослужащих для назначениядополнительной выплаты его в известность не ставили. Т. об этом факте емуничего не говорила. К тому же в указанные в кассационной жалобе сроки командирвойсковой части 81430 и его заместитель отсутствовали в расположении воинскойчасти в связи с их нахождением на полевом выходе. Лист беседы он заполнялсамостоятельно. Изменения в штат войсковой части 81430, в соответствии скоторыми была сокращена его должность, поступили в часть лишь 2 февраля 2010года. В соответствии с этими изменениями, он был освобожден от занимаемойдолжности только 16 февраля 2010 года. До этого момента он состоял на воинскойдолжности, и препятствия для включения его в списки военнослужащих для назначениядополнительной выплаты отсутствовали. Кроме того, заявитель обращает вниманиесуда на то, что с февраля по октябрь 2010 года он находился на стационарномлечении, на длительный срок освобождался по болезни от исполнения служебныхобязанностей.
Рассмотревматериалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и ввозражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
ТребованияОЛУПА об оспаривании действий командира войсковой части 81430 и командующегоВДВ, связанные с не включением заявителя в списки лиц, имеющих право надополнительную выплату, судом верно рассмотрены по правилам глав 23 и 25 ГПКРФ, поскольку они непосредственно вытекали из административно-правовыхотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны (командования) поотношению к другой стороне (заявителю).
Всоответствии со ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно онарушении его прав и свобод.
Пропусктрехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для судаоснованием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании имогут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Вернооценив положения приведенных норм, материальный закон, подлежащий применению кспорным правоотношениям, и представленные сторонами доказательства, гарнизонныйвоенный суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанный процессуальныйсрок заявителем не пропущен.
Порядок назначения, выплаты ипрекращения выплаты офицерам, проходящим военную службу в объединениях,соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, оспариваемого вознагражденияв 2010 году регулировался п.9 ст.13 Федерального закона "О статусевоеннослужащих", приказом МинобороныРФ от 17 декабря 2009 г. N 400-А "О дополнительных выплатахофицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частяхВооруженных Сил Российской Федерации, в 2010 году" (сизменениями от 20 февраля 2010 года) и утвержденной им одноименной Инструкцией.
Пунктом 5 названной Инструкции назначениеспорной выплаты предполагалось в несколько этапов. Подготовка списка офицеров должнабыла осуществляться командиром воинской части с обязательным участиемруководителей кадровых, финансовых органов и подразделений юридической службы.
Комиссия Министерства обороны порезультатам рассмотрения представленных перечней воинских частей и списковофицеров обязана была принять решение о включении их в проект приказа Министраобороны Российской Федерации о назначении дополнительных выплат.
После этого приказом Министра обороны РФутверждался поименный список офицеров, которым назначались дополнительныевыплаты, с указанием конкретной суммы денежных средств, выплачиваемой офицеруежемесячно.
Какустановлено по делу, приказом командира войсковой части 07264 от 9 декабря2009 года N1406 была создана рабочая группа в управлении дивизии по определениюофицеров соединения для награждения деньгами (л.д.140-141). Этим же приказомкомандиру войсковой части 81430 предписывалось создать аналогичную группу вуказанной воинской части. Приказом командира войсковой части 81430 N355 от 9декабря 2009 года была создана рабочая группа по подготовке материальногопоощрения офицеров этой воинской части (л.д.142). Актом работы этой комиссии,утвержденным командиром войсковой части 81430 9 декабря 2009 года(л.д.143-145), заседанием аттестационной комиссии от той же даты (л.д.146-148),протоколом офицерского собрания войсковой части 81430 от той же даты(л.д.149-153) ОЛУП был включен в списки военнослужащих для установленияежемесячной дополнительной выплаты. Этими же документами был определен списоквоеннослужащих, которым эта дополнительная выплата не назначалась.
Телеграммойот 5 февраля 2010 года, исходящей от командующего ВДВ (л.д.136-137),предписывалось создать новые группы для определения дополнительной выплаты,создание списков офицеров, представляемых к дополнительной выплате по состояниюна 1 февраля 2010 года, и офицеров, не включенных в эти списки, с указаниемпричин отказа в дополнительной денежной выплате.
Всоответствии с этими указаниями 16 февраля 2010 года в войсковой части 81430были составлены новые списки офицеров для назначения дополнительной выплаты, вкоторые ОЛУП не включался (л.д.153-156).
Поутверждению заявителя, об утверждении новых списков и о причинах не включенияего в эти списки ему информацию никто не доводил. О том, что он не включен вэтот список, ему стало известно лишь в октябре 2010 года. С утвержденным новымсписком он был ознакомлен непосредственно в судебном заседании.
Этоутверждение ОЛУПА надлежащими доказательствами не опровергнуто. Припервоначальном рассмотрении настоящего дела представитель командованияутверждал, что заявитель был уведомлен о том, что он не включен в новые списки,в январе 2010 года (л.д.32). При этом сами эти списки командованием к этомувремени в суд не представлялись. При кассационном рассмотрении этого дела 3марта 2011 года представитель должностного лица заявил об отсутствии у негодоказательств уведомления заявителя об утверждении новых списков (л.д.94).Впервые о беседе с Т. на эту тему 26 февраля 2010 года командир войсковой части81430 заявил в судебном заседании 12 апреля 2011 года. При этом он неподтвердил это заявление какими-либо доказательствами. О том, что с заявителемна этот счет беседовал также и заместитель командира войсковой части 81430 Б.,впервые указывается лишь в кассационной жалобе. При этом указанное должностноелицо по этим обстоятельствам в суде не опрашивалось, ходатайств о его вызове всуд и допросе в качестве свидетеля не заявлялось. Ходатайство о приобщении кматериалам дела письменных объяснений Б. в качестве нового доказательствасудебной коллегией оставлено без удовлетворения отдельным определением.
Крометого, в суде кассационной инстанции должностное лицо не опровергло утверждениезаявителя о том, что 26 февраля 2010 года командир войсковой 81430 и его заместительотсутствовали в расположении части в связи с нахождением их на полевом выходе.
Нельзятакже не учитывать, что, несмотря на прямое указание в телеграмме командующегоВДВ от 5 февраля 2010 года, командиром войсковой части 81430 не направленвышестоящему командованию список офицеров этой воинской части, которымдополнительная денежная выплата по итогам 2009 года не полагается с указанием причинотказа. В связи с этим командованием не разъяснялся заявителю порядокобжалования такого решения.
Сучетом изложенного, судебная коллегия полагает обоснованным вывод гарнизонноговоенного суда о том, что о нарушении прав оспариваемыми действиями командованиязаявителю стало известно не ранее октября 2010 года. Так как с заявлением в судоб обжаловании этих действий ОЛУП впервые обратился в декабре 2010 года,процессуальный срок, установленный ст.256 ГПК РФ, им не пропущен.
Правильноерешение судом первой инстанции принято и по существу заявленных требований.Вопреки указанию в кассационной жалобе, и на 1 февраля 2010 года, и на моментутверждения командиром войсковой части 81430 списков военнослужащих дляназначения дополнительной выплаты, ОЛУП отвечал необходимым критериям дляполучения этой выплаты.
Доказательстватого, что к этому времени решением компетентного должностного лица заявительбыл освобожден от занимаемой им должности, суду не представлено.
Наосновании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковскогогарнизонного военного суда от 12 апреля 2011 года по заявлению капитана запасаОЛУПА РОМАНА ЭДУАРДОВИЧА оставить без изменения, а кассационную жалобудолжностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.