Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 марта 2011 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - СавельеваИ.Г.,
судей: КисловаД.Н.,
ЦарьковаВ.Н.
при секретаре Полетаевой Е.В., с участием:представителя заявителя - Хижнякова В.М, представителя Министерства внутреннихдел Российской Федерации (далее - МВД РФ) Цыганова Ю.Г., рассмотрел в открытомсудебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя МВД РФмайора юстиции Смирнова В.В. на решение Сертоловского гарнизонного военногосуда от 12 января 2011 года по заявлению военнослужащего войсковой части 6716 майораКулика Романа Евгеньевича об оспаривании бездействия МВД РФ иглавнокомандующего внутренними войсками МВД РФ, связанного с не обеспечениемзаявителя жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объясненияпредставителя МВД РФ в обоснование доводов жалобы, объяснения представителязаявителя, возражавшего против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует изрешения суда и материалов дела, Кулик приказом командующего войскамиСеверо-Западного регионального командования внутренних войск МВД РФ от 27сентября 2008 года N 115 л/с уволен с военной службы в запас по состояниюздоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным квоенной службе, и зачислен в распоряжение командира войсковой части 6716 всвязи с необеспеченностью жилым помещением.
Во исполнениеопределения Ленинградского окружного военного суда от 29 апреля 2010 года N268-КГ, решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6716 от 24 мая 2010года (протокол N 42) Кулик с составом семьи 4 человека был принят на учетнуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г.Санкт-Петербурге во внеочередном порядке согласно установленным нормам.
Решением от 30 мая2010 года (протокол N 43) жилищно-бытовая комиссия ходатайствовала передвышестоящим командованием о предоставлении Кулику и членам его семьи жилогопомещения для постоянного проживания в г. Санкт-Петербурге во внеочередномпорядке согласно установленным нормам. Соответствующее ходатайство былонаправлено командиром войсковой части 6716 в адрес командующего войсками Северо-Западногорегионального командования внутренних войск МВД РФ 1 июня 2010 года.
4 октября 2010 года Куликобратился в Министерство внутренних дел РФ и к главнокомандующему внутреннимивойсками МВД РФ с просьбой обеспечить его и членов его семьи жилым помещением,пригодным для постоянного проживания, по избранному после увольнения местужительства в г. Санкт-Петербурге по нормам и в порядке, установленномдействующим законодательством.
На указанноеобращение Кулику из Главного командования внутренних войск за подписьюЗаместителя главнокомандующего внутренними войсками по тылу - начальником тылабыл дан ответ о том, что механизм предоставления жилых помещений в избранномместе жительства Правительством Российской Федерации не разработан и он вправеполучить государственный жилищный сертификат.
Полагая свои праванарушенными, Кулик обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признатьбездействие Министерства внутренних дел РФ и главнокомандующего внутреннимивойсками МВД РФ, связанное с не обеспечением его и членов его семьи жилымпомещением, пригодным для постоянного проживания, по избранному послеувольнения месту жительства в г. Санкт-Петербурге, незаконным;
- обязатьМинистерство внутренних дел РФ и главнокомандующего внутренними войсками МВД РФобеспечить его и членов его семьи жилым помещением, пригодным для постоянногопроживания, по избранному после увольнения месту жительства в г.Санкт-Петербурге по нормам и в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Гарнизонный военныйсуд заявление Кулика удовлетворил частично.
Суд призналнезаконным бездействие Министерства внутренних дел РФ, связанное с необеспечением Кулика жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, поизбранному после увольнения месту жительства в городе Санкт-Петербурге и обязалМВД РФ обеспечить заявителя и членов его семьи жилым помещением, пригодным дляпостоянного проживания, по избранному после увольнения месту жительства вгороде Санкт-Петербурге по нормам и в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд взыскал сМинистерства внутренних дел РФ в пользу Кулика понесенные им судебные расходыпо делу, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
В удовлетворениитребований, связанных с оспариванием бездействия главнокомандующего внутреннимивойсками МВД РФ, выразившегося в не обеспечении заявителя жилым помещением, судКулику отказал.
Вкассационной жалобе представитель Министра внутренних дел РФ просит решениегарнизонного военного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Вобоснование жалобы он, со ссылкой на обстоятельства дела, указывает, что Кулик приобращении к Министру внутренних дел РФ не представил соответствующих документово признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Санкт -Петербурге.
Непредставлено суду оригинала или надлежащим образом заверенной копии протокола решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6716от 24 мая 2010 года (протокол N 42).
Сообщает,что судом не принято во внимание то обстоятельство, что распорядителем денежныхсредств является Министерство финансов Российской Федерации и денежные средствана строительство жилых помещений перечисляются внутренним войскам МВД России,которые в настоящее время не выделяются.
Соссылкой на положения пункта 43 " Инструкцииоб организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войскахМВД России" - Приложение к Приказу МВД России от 12 февраля 2010 года N 75(далее - Инструкция) утверждает, что бездействие МВД РФ является правомерным,поскольку Кулик должен быть обеспечен жилым помещением после распределения егожилищной комиссией воинской части.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводыкассационной жалобы, окружной военный суд находит решение суда законным иобоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведеновсесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющихзначение для дела, и применением к спорным правоотношениям действующегозаконодательства.
Из материалов дела следует, что Кулик признаннуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном им месте жительства - вгороде Санкт - Петербурге, а потому имел право поставить вопрос об обеспеченииего жильем в указанном населенном пункте.
Вопрекидоводам жалобы, в материалах дела имеется копия выписки из протокола решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6716от 24 мая 2010 года (протокол N 42), которая была исследована в ходе судебногозаседания. Каких - либо заявлений о необходимости предоставления иных данныхотносительно указанного решения жилищно - бытовой комиссии со стороныкомандования не поступало. Напротив, правильность его содержания былаподтверждена, что следует из протокола судебного заседания (л.д.83),представителем командира войсковой части 6716.
Действительно, в соответствии с пунктом 3" Инструкции об организации работы пообеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" - Приложение кПриказу МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 (далее - Инструкция), вопросы,связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилымипомещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии сКонституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации,федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации,жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются впорядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Однако ссылка в жалобе на необходимость регулирования правоотношений сторон нормамиИнструкции является ошибочной, поскольку, указанный нормативный акт регулируетвопросы признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий ипредоставления жилых помещений только по месту прохождения военной службы.
Вместе стем, с принятием Федерального закона N 122 - ФЗ и после внесения ряда измененийв Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в том числе в статью 15 этогозакона, с 1 января 2005 года обязанность по обеспечению жильём военнослужащих визбранном после увольнения месте жительства возлагается на федеральные органыисполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Обязанность по реализации права на получение жилогопомещения в избранном месте жительства возложена на соответствующий органисполнительной власти, которым для Кулика является Министерство внутренних делРоссийской Федерации.
Согласно пункту 14статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции закона,действующего в момент возникновения спорных правоотношений), обеспечение жильемвоеннослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет иболее, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возрастапребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене местажительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, вкоторых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета настроительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственныхжилищных сертификатов в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениямив избранном ими месте постоянного жительства после увольнения с военной службы,до настоящего времени не разработан.
Однако это обстоятельство не может являтьсяпрепятствием для реализации заявителем своих прав, которые установлены законом.
При таких данных суд первой инстанции правомерновозложил на указанный орган исполнительной власти, в котором предусмотренавоенная служба, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением поизбранному месту жительства в городе Санкт - Петербурге.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "Онекоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности,военной службе и статусе военнослужащих", н енадлежащеефинансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законныхтребований военнослужащих.
С учетом этой правовой позиции следуетпризнать необоснованной ссылку в жалобе и на отсутствие средств для реализациизаконного права Кулика.
Доводотносительно не предоставления Министру внутренних дел РФ документов опризнании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Санкт -Петербурге является не состоятельным, поскольку при необходимости такие данныемогли быть самостоятельно истребованы указанным воинским должностным лицом приразрешении обращения Кулика.
На основании изложенного ируководствуясь ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Сертоловского гарнизонного военного суда от 12января 2011 года по заявлению Кулика Романа Евгеньевича оставить без изменения,а кассационную жалобу представителя Министра внутренних дел РоссийскойФедерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.