Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 марта 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Басова А.И.,
судей: ШишкинаЕ.И.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Шкаликове Р.Э.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационнойжалобе заявителя Беляковой Н.В. на решение 224 гарнизонного военного суда от 21января 2011 года по заявлению старшего мичмана запаса Беляковой НатальиВениаминовны на действия жилищной комиссии Высших специальных офицерскихклассов ВМФ (ВСОК ВМФ) и начальника Военного учебно-научного центра ВМФ"Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" (далее ВУНЦ ВМФ), связанные сотказом в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., пояснения Беляковой Н.В. и еепредставителя Ломкова А.В. в поддержание доводов кассационной жалобы,представителя начальника ВУНЦ ВМФ Торочкова В.Н., полагавшего необходимым вудовлетворении жалобы отказать, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
23 августа 2010 года Белякова обратилась к начальнику ВСОК ВМФ спросьбой рассмотреть на заседании жилищной комиссии вопрос о принятии ее ичленов ее семьи (сына Дорошина П.В., его жену Дорошину Т.Г., внуков БеляковаФ.А. и Дорошина А.П., и внучку Дорошину П.П.), на учет в качестве нуждающихся вжилом помещении.
Решением жилищной комиссии ВСОК ВМФ (протокол N 5 от 8 сентября 2010года), согласованным начальником классов и утвержденным начальником ВУНЦ ВМФ, Беляковойотказано в принятии на данный учет.
Основанием для отказа послужил факт того, что Белякова ранее былаобеспечена квартирой по установленным нормам от Министерства обороны РФ,которую приватизировала и продала в 1998 году. Вопрос о принятии ее на учет вкачестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания уже решалсяжилищной комиссией и правомерность отказа в этом была подтверждена вступившим взаконную силу решением 224 гарнизонного военного суда от 8 апреля 2009 года.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требованийБеляковой о признании незаконными указанных действий жилищной комиссии ВСОК ВМФи начальника ВУНЦ ВМФ отказано.
При этом суд сослался на то, что вопрос нуждаемости Беляковой вулучшении жилищных условий ранее разрешался гарнизонным судом. Посколькужилищные условия Беляковой не изменялись, в силу преюдициальности установленныхрешением 224 ГВС от 8 апреля 2009 года обстоятельств, суд указал на то, чтооснований для постановки ее на жилищный учет не имелось.
В кассационной жалобе Белякова выражает несогласие спринятым решением и указывает, что все суждения и обоснования выводов суда порассматриваемому делу были сведены к ссылке на ранее принятое 224-м гарнизоннымвоенным судом 08 апреля 2009 года решение.
Не соглашаясь с выводами, изложенными в этом решениигарнизонного суда, Белякова указывает, что ею, как на заседание жилищнойкомиссии, так и в суд, были предоставлены документы, подтверждающие ее правосостоять на учёте в качестве нуждающейся в получении жилых помещений. Такимидокументами являлись сведения об отсутствии у нее по последнему меступрохождения военной службы жилых помещений как в собственности, так и подоговору социального найма, отсутствие статуса члена семьи собственника(нанимателя) жилого помещения, а так же указывающие на то обстоятельство, чтопо предыдущему месту прохождения военной службы она, как член семьи военнослужащего,имела обеспеченность общей жилой площадью 23,6 кв.метра до приватизации жилогопомещения и его отчуждения.
Проанализировав законодательство РФ о статусевоеннослужащих в части реализации их жилищных прав, автор жалобы отмечает, чтовоеннослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получениижилого помещения только лишь по мотивам реализации им ранее (каквоеннослужащим, либо как членом семьи военнослужащего) права на жилище попрежнему месту военной службы, если имеются данные, свидетельствующие о его нуждаемостив улучшении жилищных условий.
Кроме того, судом не были должным образом исследованыпредставленные документы, подтверждающие, что переоформление финансовоголицевого счёта жилого помещения по адресу: Приморский край, г. Фокино, ул.Карла Маркса, д. 9, кв. 19, на Белякову и ее последующая приватизация былиосуществлены по заявлению и с согласия ее отца, так как он, как гражданинУкраины, не мог сам реализовать свои жилищные права по своему усмотрению.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене решения гарнизонногосуда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным иобоснованным. Вопреки утверждению в кассационной жалобе, суд первой инстанцииправильно применил нормы процессуального и материального права, регулирующиеспорные правоотношения, а приведенные в решении выводы соответствуютобстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеетправо на жилище.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещенияпредоставляются гражданам в установленном данным Кодексом порядке только в томслучае, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом илизаконом субъекта Российской Федерации.
Иной порядок обеспечения военнослужащих установлен Федеральнымзаконом "О статусе военнослужащих" и изданными в его развитие нормативнымиактами ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Об этом же свидетельствует и Постановление Конституционного Суда РФN5-П от 5 апреля 2007 года, согласно которому, отнеся к лицам, которыхгосударство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату,военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контрактуобязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, посмыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемыхво взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б"части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военнаяслужба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственносвязанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и,следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такогорода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а такжехарактером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которыесопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиямипрохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих,содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и ихобязанностей по отношению к государству, что требует от законодателяустановления для них дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфережилищных отношений.
В п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений иливыделение средств на их приобретение в порядке и на условиях, которыеустанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Такие условия содержатся, в частности, в п.п. 4 и 14 ст.15 того жефедерального закона.
По смыслу п. 4 указанной нормы, военнослужащим, имеющим всобственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членамижилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, закоторыми сохраняются жилые помещения до поступления на военную службу илибронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы вдругую местность предоставляются на период военной службы в данной местностилишь служебные жилые помещения или общежития. Право повторного обеспеченияжилым помещением для постоянного проживания у них не возникает.
В п. 14 той же нормы предусмотрено условие однократного обеспеченияжилым помещением военнослужащих льготных категорий, имеющих общую продолжительностьвоенной службы 10 лет и более, при увольнении их с военной службы и переменеместа жительства. При этом, при получении жилого помещения указанные гражданеобязаны представить документы, подтверждающие сдачу жилых помещений Министерствуобороны Российской Федерации (иному федеральному органу власти, в котором предусмотренавоенная служба).
Из материалов дела следует, что в 1987 году от МО СССР отцом БеляковойН.В. на состав семьи 3 человека ( включая ее) была получена трехкомнатнаяквартира общей площадью 71 кв.м. по месту прохождения службы: г. Фокино,Приморского Края, ул. Карла Маркса, д.9, кв.19.
В 1990 году лицевой счет на эту квартиру был переоформлен на БеляковуН.В., которая в тот период проходила военную службу в в/ч 63995.
В августе 1997 года указанная квартира была приватизирована Беляковойи ее детьми, а в 1998 году - продана.
В 1998 году Белякова была переведена к новому месту военной службы вг. Санкт-Петербург, где с семьей проживала в предоставленных ее мужу двухкомнатах в общежитии в д.6 по Заневскому пр-ту в Санкт-Петербурге.
После расторжения брака в 2007 году, она с сыном, его женой и тремявнуками осталась проживать в комнате 523 в указанном общежитии.
В 2009 году Белякова обращалась в жилищную комиссию ВСОК сходатайством о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения.
19 января 2009 года решением жилищной комиссии ВСОК ВМФ (протокол N42) в принятии Беляковой на такой учет было отказано, поскольку она ранее былаобеспечена квартирой от Министерства обороны РФ по установленным нормам, которуюприватизировала и продала.
Вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от8 апреля 2009 года по заявлению Беляковой указанное решение жилищной комиссии идействия начальника ВСОК ВМФ, его утвердившего, признаны законными.
23 августа 2010 года Белякова вновь обратилась с аналогичнымходатайством в жилищную комиссию.
Как видно из протокола N 5 заседания жилищной комиссии ВСОК ВМФ от 8сентября 2010 года, повторный отказ Беляковой в удовлетворении ее просьбы мотивирован,тем, что ранее принятое жилищной комиссией решение об отказе в принятии ее научет нуждающихся подтверждено вступившим в законную силу решением 224 гарнизонноговоенного суда от 8 апреля 2009 года по аналогичному вопросу.
Сама Белякова пояснила, что ее жилищные условия с момента рассмотренияее рапорта в 2009 году не изменялись.
Проверяя законность и обоснованность этого решения, гарнизонный суд правильноисходил из того, что согласно положениям ст. 15 и 23 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключившихконтракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляетсяпутем предоставления за счет МО РФ жилья для постоянного проживания в периодвоенной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья приувольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующегообеспечения жильем по избранному месту жительства.
Так как ранее полученное жилое помещение заявитель сдать не можетввиду утраты прав на него, суд первой инстанции обоснованно указал, чтоБелякова не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещенияпо договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федеральногозакона "О статусе военнослужащих".
Ссылки автора кассационной жалобы на вынужденный характер продажи ранеепредоставленного жилого помещения и мотивы, которыми руководствоваласьБелякова при этом, правового значения для возникновения у ведомства, в которомпроходит военную службу заявитель, обязанности повторно предоставить ей жилоепомещение без сдачи ранее занимаемого, не имеют.
Так как нарушений процессуального законодательства, влекущих отменурешения, судом первой инстанции не допущено, руководствуясь ст. 361, ст.366 ГПКРФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 21 января 2011 года позаявлению старшего мичмана запаса Беляковой Натальи Вениаминовны на действияжилищной комиссии Высших специальных офицерских классов ВМФ (ВСОК ВМФ) иначальника Военного учебно-научного центра ВМФ "Военно-морская академия им.Н.Г. Кузнецова" (далее ВУНЦ ВМФ), связанные с отказом в принятии на учет вкачестве нуждающейся в жилом помещении, оставить без изменения, а кассационнуюжалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.