Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 октября 2011 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - ГогинаА.В.,
судей: ПестуновичаВ.И.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Рогачевой А.В., с участиемзаявителя и прокурора - подполковника юстиции Какушадзе Т.Л., рассмотрел воткрытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобепредставителя командира войсковой части 40444-А Матвеева С.А. на решениеВеликоновгородского гарнизонного военного суда от 16 августа 2011 года позаявлению бывшего военнослужащего войсковой части 40444-А старшего лейтенантаКарташова Александра Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковойчасти 40444-А, связанных с исключением заявителя из списков личного состававоинской части.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснение заявителяв обоснование доводов кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшегонеобходимым решение суда в части предоставления заявителю дополнительных сутокотдыха отменить и изменить резолютивную часть решения в части возложения накомандира войсковой части 40444-А обязанности предоставить Карташову А.В. 3суток основного отпуска за 2011 год и возможность следовать к месту проведенияотпуска и обратно, окружной военный суд, -
У С Т А Н О В И Л.
Как следует из решения суда и материалов дела, врапорте на увольнение с военной службы в связи с организационно - штатнымимероприятиями от 20 декабря 2010 года Карташов отказался от проведения ВВК.
Приказом ГК ВВС от 5 февраля 2011 года он был уволен своенной службы в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий(далее - ОШМ).
Из - за полученной ранее травмы Карташов с марта 2011года стал ходатайствовать перед командиром войсковой части 40444 -А онаправлении его на лечение в 442 ОВКГ, в чем ему было отказано по причиненеобходимости передачи материальных средств в связи с расформированием воинскойчасти.
Приказом командира войсковой части 40444-А от 4 июля2011 года N119 Карташов с 22 июля 2011 года был исключен из списков личногосостава части.
При этом он не был полностью рассчитан по вещевомуимуществу, а предписание об убытии в госпиталь на лечение без необходимыхдокументов было выдано лишь 12 июля 2011 года.
Полагая указанные действия командира войсковой части40444-А неправомерными, а также считая, что ему был не в полном объемепредоставлен отпуск за 2011 год и дополнительные сутки отдыха за несение службыв суточном наряде, Карташов обратился в суд с заявлением, в котором, с учетомуточнений, просил:
- признать незаконными и недействующими с моментаиздания приказ командира войсковой части 40444-А от 4 июля 2011 г. N 119 об исключении его из списков личного состава части и обязать командира войсковой части40444-А отменить данный приказ;
- обязать командира воинской части предоставить ему 3суток основного отпуска и 14 дополнительных суток отдыха за 2011 год, очереднойотпуск за 2009 год полностью, а также возможность проезда к месту проведенияосновного отпуска за 2011 год и обратно, предоставить ему возможность пройтилечение в 442 ОВКГ в г. Санкт-Петербурге, а также направить его на ВВК;
- обязать командира части обеспечить его положеннымивидами довольствия на момент исключения из списков части, а также взыскать сдовольствующего органа судебные издержки по оплате госпошлины в размере 200 рублей,а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление Карташоваудовлетворил частично.
Суд признал незаконным и недействующим с моментаиздания приказ командира войсковой части 40444-А от 4 июля 2011 г. N 119 об исключении Карташова из списков личного состава части и обязал указанное должностноелицо отменить его, предоставить заявителю 3 суток основного отпуска за 2011 год,12 дополнительных суток отдыха и возможность следовать к месту проведенияотпуска и обратно.
Так же суд обязал командира войсковой части 40444-Анаправить Карташова на лечение в 442 ОВКГ и обеспечить его положенными видамидовольствия с момента исключения его из списков личного состава войсковойчасти.
Суд взыскал с ФБУ "Управление финансового обеспеченияМО РФ по Псковской и Новгородской областям" в пользу Карташова в счетвозмещения морального вреда 3 000 рублей и государственную пошлину в размере150 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных Карташовымтребований суд заявителю отказал.
В кассационной жалобе представитель командиравойсковой части 40444 - А просит решение гарнизонного военного суда в частипризнания незаконным приказа командира войсковой части 40444-А от 4 июля 2011 г. N 119 об исключении Карташова из списков личного состава части, возложении на указанноедолжностное лицо обязанности предоставить заявителю 12 дополнительных сутокотдыха и возможность следовать к месту проведения отпуска и обратно, возложенияна командира воинской части обязанности направить заявителя на лечение в 442ОВКГ и обеспечить положенными видами довольствия с момента исключения изсписков личного состава воинской части отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы он, со ссылкой наположения пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в Перечень мероприятий,которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительностиеженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденных приказом Министраобороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года N 492, несение внутренней,гарнизонной и караульной служб к данным мероприятиям не относятся.
Помимо этого, в деле отсутствуют документы,свидетельствующие о праве представителя командования на признание иска, апотому признание им факта не предоставления заявителю 12 суток отдыха являетсянезаконным.
Основываясь на положениях п.2 ст. 14 и п.21 ст. 34 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил владения,пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечногообслуживания в мирное время, утвержденных Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 июня 2006 года N 390, полагает, что поскольку приувольнении заявителю права на ношение военной формы одежды не предоставлено, тои распоряжаться по своему усмотрению военной формой одежды он не имеет. Помимотого, что передаче в собственность военная форма одежды заявителю не подлежит, тотне обращался в период военной службы к командованию воинской части по вопросуобеспечения его вещевым имуществом.
Ссылаясь на обстоятельства делаутверждает, что Карташов, зная об имевшейся травме, от проведения ВВК передувольнением с военной службы отказался и имел возможность пройти ВВК находясь вотпуске, а направления на ВВК со стороны командования игнорировал.
Не предоставил заявитель и доказательствтого, что он обращался в медицинские учреждения, однако ему было отказано впредоставлении медицинской помощи. Не реализовал заявитель свое право напрохождение лечения и во время проведения отпуска
Сообщает, что перед исключением из списковличного состава воинской части заявитель был предупрежден о том, что ввидуотсутствия рапорта о месте проведения отпуска, тот будет предоставлен ему поместу жительства, что и было сделано командованием.
Считает, что восстановление заявителя всписках личного состава воинской части может быть произведено лишь путем переносадаты его исключения на 3 дня, а указание суда на необходимость обеспечениязаявителя положенными видами довольствия после восстановления в списках личногосостава воинской части является преждевременным.
В возражениях на кассационную жалобупомощник военного прокурора Новгородского гарнизона просил решение судаоставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационнойжалобы, суд приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя требования заявителя онеобходимости предоставления дополнительных суток отдыха за дни несения службыв караулах и суточных нарядах, суд первой инстанции, сославшись на объяснениязаявителя и представителя командира войсковой части 40444-А, исходил из тогообстоятельства, что несоблюдение в воинской части установленногозаконодательством порядка учета времени привлечения военнослужащих к проведениюмероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебноговремени, не может служить основанием для отказа заявителю в удовлетворении данноготребования.
Однако суд не учел того обстоятельства,что в соответствии с положениями пункта 4 приказа Министра обороны РоссийскойФедерации от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплатывоеннослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службупо контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных сутокотдыха", утратил силу пункт 7 Перечнямероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общейпродолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих,утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492, который относил к указанным мероприятиям несение внутренней, гарнизонной и караульнойслужб.
Поэтому вывод суда о необходимостипредоставления заявителю 12 дополнительных суток отдыха является неверным, арешение в данной части - подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства дела установленысудом второй инстанции на основании представленных доказательств, суд считаетнеобходимым принять по делу в данной части новое решение, отказав вудовлетворении требований заявителя в указанной части.
Вместе с тем, доводы жалобы относительноотсутствия оснований для восстановления заявителя в списках личного состававоинской части являются несостоятельными.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 34Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личногосостава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежнымдовольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения своеннослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинскойчасти без его согласия не исключается.
Как следует из материалов дела иподтверждено в судебном заседании от 11 августа 2011 года участвовавшим в немВриО командира войсковой части 40444 - А Карповичем А.Л., заявитель на моментисключения из списков личного состава воинской части не был обеспечен вещевымимуществом ввиду отсутствия необходимых предметов на складе.
Основания увольнения с военной службы,вопреки доводам жалобы, не влияют на необходимость соблюдения командованиемвоинской части полноты расчета с увольняемым военнослужащим.
Помимо этого, как бесспорно установлено поделу, Карташов в период прохождения военной службы не был направленкомандованием на медицинское освидетельствование из - за созданныхкомандованием препятствий, связанных с необходимостью сдачи имущества воинскойчасти.
В соответствии с положениями п.п. 2 и 5ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Карташов, выслугакоторого на момент исключения из списков личного состава воинской частисоставляла менее 10 лет, имел право на бесплатную медицинскую помощь только впериод военной службы.
При указанных обстоятельствах суд первойинстанции принял правильное решение о восстановлении прав заявителя путемотмены приказа об исключении из списков личного состава воинской части ипредоставлении ему возможности пройти лечение и быть обеспеченным положеннымивидами довольствия.
Что же касается указания в решении оспособе восстановления других прав Карташова, то, поскольку в связи с принятымсудебным решением изменялся срок службы заявителя, и он получал право напредоставление отпуска за прослуженный период времени, указание в резолютивнойчасти решения о возложении на командование воинской части 40444-А обязанностипредоставить Карташову 3 суток отпуска и возможность следовать к меступроведения отпуска и обратно, являлось излишним.
В связи с изложенным, судебная коллегиясчитает необходимым изменить и резолютивную часть решения, исключив из негосоответствующие фразы.
На основанииизложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Великоновгородского гарнизонноговоенного суда от 16 августа 2011 года по заявлению бывшего военнослужащеговойсковой части 40444-А старшего лейтенанта Карташова Александра Вячеславовичаоб оспаривании действий командира войсковой части 40444 - А, связанных сисключением заявителя из списков личного состава воинской части - изменить.
В удовлетворении требования о предоставлении 12дополнительных суток отдыха Карташову А.В. - отказать.
Исключить из резолютивной части решения указание овозложении на командира войсковой части 40444-А обязанность предоставитьКарташову А.В. 3 суток основного отпуска за 2011 год и возможность следовать кместу проведения отпуска и обратно.
В остальной части решение суда оставить без изменения,а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.