Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 сентября 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО Басова А.И.,
СУДЕЙ: Позднякова С.И.,
Кислова Д.Н.,
присекретаре Рогачевой А.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационнойжалобе представителя командующего войсками регионального командованияВнутренних войск МВД России Козина А.С. на решение Санкт-Петербургскогогарнизонного военного суда от 9 августа 2011 года по заявлению капитана юстициизапаса Зайцева Федора Анатольевича об оспаривании действий (бездействия) МВДРоссии, командующего войсками Северо-Западного регионального командованиявнутренних войск МВД России (далее - СЗРК), жилищно-бытовой комиссии (далее -ЖБК) СЗРК, связанных с обеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., объясненияпредставителя командующего войсками СЗРК Козина А.С., поддержавшего доводыжалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Зайцев, ранее проходивший военную службу по контракту,зачисленный в кадры ВВ МВД России и прикомандированный для назначения надолжности, подлежащие комплектованию за счет численности ВВ МВД России, квоенным судам, обратился в суд с заявлением, в котором просил:
· признатьнезаконным решение командующего войсками СЗРК от 23 мая 2011 года N 16/3-3 свыводом, что управление СЗРК не имеет полномочий по обеспечению его и членовего семьи жилым помещением;
· обязатьжилищно-бытовую комиссию СЗРК признать его и членов семьи нуждающимися вполучении жилья по избранному постоянному месту жительства в г.Санкт-Петербурге, а командующего войсками СЗРК - утвердить данное решение;
· обязать МВДРоссии обеспечить его и членов семьи жилым помещением по установленным нормам всобственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в г.Санкт-Петербурге.
Рассмотрев данное заявление, судудовлетворил его частично.
Суд признал решение командующего войскамиСЗРК от 23 мая 2011 года N 16/3-3 в отношении Зайцева незаконным, обязавкомандующего войсками СЗРК направить рапорт Зайцева от 19 апреля 2011 года иприложенные к нему документы на рассмотрение в жилищно-бытовую комиссию дляпринятия решения.
В удовлетворении требований о признанииЗайцева и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, об утверждениикомандующим войсками СЗРК такого решения, и о возложении на МВД России обязанностиобеспечить жильем в собственность бесплатно - суд отказал, в связи с ихпреждевременностью.
В кассационнойжалобе представитель командующего войсками СЗРК выражает несогласие с решениемсуда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе вудовлетворении заявления.
Он утверждает, чторешение командующего войсками СЗРК, оформленное письмом от 23 мая 2011 года N16/3-3, не содержит отказа заявителю в принятии на жилищный учет, а лишьинформирует его о том, что СЗРК не является федеральным органом исполнительнойвласти и не вправе разрешить его жилищный вопрос.
На обращениезаявителю, в соответствии со ст.1 Федерального закона "О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации", дан объективный и своевременный ответ.
Кроме того, воснову решения судом положены предписания Инструкции об организации работы пообеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденнойприказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75. Однако, заявитель к лицам, накоторых она распространяет свое действие, не относится.
Суд не обосновалнормами права свой вывод о том, что рассмотрение вопроса о принятии Зайцева нажилищный учет относится к компетенции жилищно-бытовой комиссии СЗРК.
В заключение, вжалобе приводится довод, что суд, вопреки требованиям ст.ст.195, 198 ГПК РФ, недал оценки возражениям ответчика.
В возражениях накассационную жалобу заявитель просит оставить ее без удовлетворения, а решениесуда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводыкассационной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит кследующим выводам.
Вопреки доводу жалобы, позициякомандующего войсками СЗРК, сформулированная в возражениях на заявление,правильно и полно изложена в решении, и получила надлежащую оценку.
По делу установлено, что Зайцев 25 июня2005 года заключил с министерством внутренних дел России в лицеглавнокомандующего внутренними войсками МВД России контракт о прохождениивоенной службы, о чем объявлено приказом МВД России от 12 июля 2005 года N 924л/с. Тем же приказом заявитель зачислен в кадры ВВ МВД России и прикомандировандля назначения на должности, подлежащие комплектованию за счет численности ВВМВД России к военным судам, с оставлением на военной службе.
27 июня 2005 года Зайцев назначенпомощником судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, а 16 мая 2008года - помощником судьи Ленинградского окружного военного суда.
Приказом МВД России от 17 февраля 2010года N 177 л/с заявитель уволен с военной службы в запас по пп. "ж" п.2 ст.51Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи спереводом на федеральную государственную гражданскую службу.
15 сентября 2010 года решением жилищнойкомиссии Ленинградского окружного военного суда он признан нуждающимся вполучении жилья для постоянного проживания, а с 30 сентября того же года -исключен из списков личного состава указанного суда. Увольнение заявителя с военнойслужбы осуществлялось в соответствии с Федеральным конституционным законом от29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральныйконституционный закон "О военных судах Российской Федерации".
Принятие этого закона ни в коей мере не ограничилоправ заявителя, как военнослужащего, на получение жилого помещения поизбранному после увольнения месту жительства.
В п.9 ст.2 указанного закона предусматривается, что на военнослужащих, прикомандированных на день вступления в силуэтого закона к аппаратам военных судов, при увольнении с военной службы пооснованию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 2 статьи 51Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации для военнослужащих при их увольнении с военной службы всвязи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военнойслужбы по данному основанию.
Из этого следует, что на заявителя эти права исоциальные льготы также распространяются.
Согласно п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих"обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военнойслужбы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членових семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органамиисполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Заявитель всем перечисленным выше требованиям удовлетворяет.
Поскольку он заключал контракт опрохождении военной службы с МВД России в лице главнокомандующего внутреннимивойсками, был прикомандирован к Верховному Суду РФ с оставлением на военнойслужбе за счет штатной численности этого министерства, был уволен с военнойслужбы соответствующим приказом МВД России, то суд первой инстанции пришел кобоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению заявителя, каквоеннослужащего, жильем по избранному им после увольнения с военной службыместу жительства должна быть возложена на министерство внутренних дел России.
Конкретные вопросы обеспечения жилымипомещениями во внутренних войсках МВД России регламентированы Инструкцией,утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75.
В п.2 Инструкции определено, что ее действиераспространяется на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающимправо на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России,признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися вжилых помещениях, и членов их семей .
Заявитель, в силу изложенного выше,данным требованиям отвечает и относится к лицам, на которых распространено действиеэтого нормативного правового акта.
В ответе командующего СЗРК, оформленнымрешением от 23 мая 2011 года N 16/3-3, содержится вывод о том, что управлениеСЗРК не имеет полномочий по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением.
Данным ответом Зайцев не толькопроинформирован о позиции командования по вопросу о компетенции органов порешению его жилищного вопроса, но ему созданы препятствия для рассмотрениязаявления о признании нуждающимся в жилом помещении жилищно-бытовой комиссиейСЗРК.
Таким образом, рассматривать ответначальника СЗРК лишь как информацию для принятия к сведению, ни у заявителя, ниу суда оснований не имелось.
Согласно п.3 той же Инструкции, вопросы, связанные собеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями,решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, Жилищным кодексомРоссийской Федерации, федеральными законами, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерациии организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Исходя из того, что до настоящего временипорядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими после увольненияместу жительства не разработан, суд первой инстанции правомерно возложилобязанность на командующего войсками СЗРК передать рапорт Зайцева от 19 апреля2011 года с приложенными к нему документами на рассмотрение в жилищно-бытовуюкомиссию СЗРК, осуществляющей свою деятельность по последнему месту прохождениязаявителем военной службы.
На основанииизложенного, руководствуясь ст.ст. 360 и 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургскогогарнизонного военного суда от 9 августа 2011 года по заявлению Зайцева ФедораАнатольевича об оспаривании действий (бездействия) МВД России, командующеговойсками и жилищно-бытовой комиссии Северо-Западного регионального командованиявнутренних войск МВД России, связанных с обеспечением жилым помещением,оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.