Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО
ГОГИНА А.В.,
СУДЕЙ: ПЕСТУНОВИЧА В.И.,
КИСЛОВА Д.Н.,
при секретаре РОГАЧЕВОЙ А.В.
рассмотрел всудебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решениеПсковского гарнизонного военного суда от 30 августа 2011 года по заявлениюстаршего прапорщика запаса Кузнецова Ю.В. на действия командира и жилищнойкомиссии войсковой части 6718, связанные с предоставлением жилого помещения.
Заслушав докладсудьи ГОГИНА А.В., объяснения представителя командира войсковой части 6718ПЕТРОВА К.Н. в поддержку доводов кассационной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов обратился в суд сзаявлением, в котором просил признать незаконным утвержденное командиромвойсковой части 6718 решение жилищной комиссии той же части от 9 августа 2011года об отказе заключить с ним договор социального найма жилого помещения поадресу: г. Псков, ул. М. Горького, д. 18, кв. 51, общей площадью 71,9 кв. метров и об отмене решения жилищной комиссии от 19 мая 2010 года о распределении заявителюназванного жилого помещения. Заявитель, кроме того, просил обязать командирачасти заключить с ним договор о передаче этого жилого помещения ему в собственность.
Рассмотрев данное заявление, суд удовлетворил его частично. Суд призналнезаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6718 от 9 августа 2011года (протокол N 4) в части, касающейся Кузнецова Ю.В., и обязал командира ижилищную комиссию войсковой части 6718 повторно рассмотреть вопрос о заключениис Кузнецовым Ю.В. договора социального найма указанного жилого помещения.
При этом суд указал, что, хотя заявитель вопреки установленному порядку ине сдал ранее выделенное ему жилое помещение, однако на основании ЗаконаПсковской области от 10 июля 2006 года N 566-оз "О порядке ведения учетамалоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемыхпо договорам социального найма, а также о порядке определения общей площадипредоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующегопредоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренныхстатьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст.15.1 ФЗ "О статусевоеннослужащих" при ухудшении заявителем жилищных условий ему на семью из 4человек может быть предоставлено другое жилье размером до 73 кв.метров. Однако,по мнению суда первой инстанции, ухудшение заявителем своих жилищных условий недоказано. При новом рассмотрении названного вопроса, как указал суд, ответчикамнеобходимо определить состав семьи заявителя, претендующих на обеспечение жилымпомещением, наличие (отсутствие) у них права на ранее занимаемое помещение,разрешить вопрос о необходимости сдачи этого жилого помещения либо зачете егоплощади при определении размера жилого помещения, на который, исходя из определенногосостава семьи может претендовать заявитель, затем сопоставить его размер собщей площадью предоставленного ему жилья, после чего окончательно разрешитьвопрос о заключении с заявителем договора социального найма.
Вкассационной жалобе командир войсковой части 6718 выражает несогласие срешением суда в части удовлетворения заявления Кузнецова и указывает, что суддопустил ошибки в применении норм материального права. В жалобе отмечается, чтозаявителю ранее были выделены три комнаты в общежитии. После распределениязаявителю спорного жилья эти комнаты были приватизированы родственниками Кузнецова,что является ухудшением им своих жилищных условий. В результате таких действийзаявитель лишен практической возможности сдать ранее полученное от государстважилое помещение. В связи с этим решение жилищной комиссии об отмене ранеепринятого решения о распределении заявителю спорного жилья являетсяобоснованным.
В заключение вжалобе ставится вопрос об отмене решения суда в названной части и вынесениинового решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В своихвозражениях на кассационную жалобу Кузнецов просит оставить решение суда первойинстанции без изменения.
Проверивматериалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный судприходит к следующим выводам.
Из материаловдела видно, что заявителю до распределения спорного жилья было выделено отгосударства сначала три комнаты в общежитии общей площадью 34.7 кв.метра.
В дальнейшемв этом жилом помещении были последовательно зарегистрированы зять и внукзаявителя.
В войсковой части6718 заявитель состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещенияна состав семьи из 4 человек (заявитель, его жена и двое детей).
Именно натакой состав семьи заявителю решением жилищной комиссии части от 19 мая 2010года и было выделено спорное жилое помещение.
После этогозять и внук заявителя с его согласия и согласия других членов семьиприватизировали указанные три комнаты, которые ранее были выделены Кузнецову.
Всоответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждыйимеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать дляэтого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и инымуказанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и другихжилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписываятем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, атакже конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетомреальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслуст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РоссийскойФедерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственнойслужбы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности,в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляетсяна основе, как общего, так и специального законодательства и по специальнымправилам.
Реализуявышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования,законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ"О статусе военнослужащих" установил основы государственной политикив области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей,предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники иформы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домахгосударственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социальногонайма.
О специальномхарактере положений Федерального закона "О статусевоеннослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говоритсяи в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорамсоциального найма предоставляются иным определенным федеральным закономкатегориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральнымзаконом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляютсяв установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотренфедеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, чтогосударство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений иливыделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которыеустанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Порядок обеспечения жильем военнослужащих, как особой категорииграждан, определен, в частности, Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласност.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантируетвоеннослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств наих приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такими нормативными актами являются, в частности, ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N1054 "О порядкеучета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенныхс военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, атакже военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы,нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий визбранном постоянном месте жительства" (с последующими изменениями), приказ МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75"Об организации работы пообеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", которымутверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениямиво внутренних войсках МВД России (далее Инструкция), и другие.
Приведенныенормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают припредоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (надополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранееполученного жилья.
Согласноп. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющихобщую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военнойслужбы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительствадокументы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (МВД РФ)представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами ихсемей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствиис требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет вкачестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы,предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласноп. 19 названной Инструкции при постановке на учет необходимо подать рапортс приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения.
Из анализаположений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусевоеннослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляетсяпутем предоставления за счет государства жилья для постоянного проживания спередачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условиемего сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляягарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственностьбесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает нагосударство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз завсе время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанностьвоеннослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилоепомещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильемдля постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом непредусмотрено.
Из анализавышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядилсяполученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать вустановленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставленияжилого помещения по договору социального найма в порядке, определенномст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже поистечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечениетаких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке,предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть,по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного местажительства после увольнения в запас) военнослужащего.
По делуустановлено, что Кузнецов после распределения ему спорного жилого помещенияранее полученное им от государства жилье соответствующим квартирно-эксплуатационныморганам не сдал.
Более того, вдальнейшем заявитель и члены его семьи, отказавшись от своей доли, согласилисьна приватизацию этого жилья иными лицами без включения их в числособственников, и снялись с регистрационного учета.
Таким образом,Кузнецов добровольно распорядился выделенным ему государством жильем, оставивсвою часть жилого помещения зятю и внуку, и не принял должных мер к выделениюпричитающейся ему доли, обмену либо разделу этого жилого помещения, и сдаче егосоответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
При такихобстоятельствах очевидно, что в настоящее время заявитель и члены его семьи,которым распределено спорное жилое помещение, лишены реальной возможности сдатьранее занимаемое ими жилое помещение или приходящуюся на них часть этого жилья.
Ссылка судапервой инстанции на положения Закона Псковской области от 10 июля 2006 года N566-оз "О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся вжилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также опорядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлениипериода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договорусоциального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодексаРоссийской Федерации" является необоснованной, поскольку данный законрегулирует вопросы предоставления жилья лишь малоимущим гражданам, к которымзаявитель не относится.
Более того,приведенные судом первой инстанции в своем решении расчеты противоречат издравому смыслу, поскольку согласно таким расчетам военнослужащий, не сдаваяранее полученное от государства жилье, может получить повторно бесплатно жилоепомещение с превышением установленных ст.15.1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих"норм.
Необоснованнымявляется и вывод суда о необходимости определения состава семьи заявителя,претендующих на обеспечение жилым помещением, наличие (отсутствие) у них правана ранее занимаемое помещение, разрешения вопроса о необходимости сдачи этогожилого помещения либо зачете его площади при определении размера жилого помещения,на который может претендовать заявитель.
Состав семьизаявителя, на который необходимо выделить жилое помещение, определен наосновании волеизъявления самого Кузнецова и подтвержден решением жилищнойкомиссии от 19 мая 2010 года о распределении заявителю жилого помещения насостав семьи из 4 человек.
Необходимостьсдачи ранее полученного заявителем жилого помещения либо зачете его площади приопределении размера жилого помещения, на который он может претендовать,вытекает из анализа вышеприведенных нормативных актов, регулирующих вопросыобеспечения жильем военнослужащих.
Поэтомужилищная комиссия правомерно отменила принятое ранее решение о распределениизаявителю жилого помещения общей площадью 71,9 кв.метров, поскольку в условияхотсутствия у заявителя объективной возможности сдать ранее полученное жилье илипри зачете площади прежнего жилья, приходящейся на заявителя и членов его семьи,размер распределенного жилого помещения не соответствует установленным нормам ввиду их очевидного превышения.
Посколькуобстоятельства, имеющие значением для дела, установлены на основании имеющихсядоказательств, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении нормматериального права, окружной военный суд находит необходимым отменить решениесуда первой инстанции в части удовлетворения заявления Кузнецова и, непередавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
На основанииизложенного, руководствуясь ст.ст.360 и 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковскогогарнизонного военного суда от 30 августа 2011 года по заявлению старшегопрапорщика запаса Кузнецова Ю.В. на действия командира и жилищной комиссиивойсковой части 6718, связанные с предоставлением жилого помещения, изменить.
Это решение в части признания незаконным решения жилищной комиссиивойсковой части 6718 от 9 августа 2011 года (протокол N 4) и возложенияобязанности на командира и жилищную комиссию войсковой части 6718 повторнорассмотреть вопрос о заключении с Кузнецовым Ю.В. договора социального наймажилого помещения отменить.
Принять в этой части новое решение.
Заявление Кузнецова Ю.В. о признании незаконным решения жилищной комиссиивойсковой части 6718 от 9 августа 2011 года (протокол N 4) оставить безудовлетворения.
В остальной частирешение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.