Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 ноября 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Савельева И.Г.,
СУДЕЙ:Пестуновича В.И.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре МуравьевеА.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело покассационным жалобам заявителя и представителя начальника Управления ФСБРоссии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФСБ) на решениеСанкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2011 года позаявлению майора Коротаева Константина Борисовича об оспаривании действийначальника УФСБ, связанных с выплатой компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н.,представителя начальника УФСБ Грибалева Э.М., поддержавшего жалобу, возраженияна нее заявителя Коротаева К.Б. и его представителя Бородаева О.В., окружнойвоенный суд
УСТАНОВИЛ:
Коротаев, проходящий военную службу поконтракту в УФСБ, обратился в военный суд с заявлением, в котором оспорил отказначальника УФСБ установить и выплатить ему денежную компенсацию за поднаемжилого помещения за периоды с июня по декабрь 2009 года в сумме 105000 рублей,и с июля по декабрь 2010 года в сумме 90000 рублей.
Он просил суд взыскать с УФСБ этукомпенсацию за указанные периоды, а также 10000 рублей расходов, понесенных пооплате услуг представителя, и 200 рублей - по оплате государственной пошлины заподачу заявления.
Решением гарнизонного военного судатребования заявления удовлетворены частично. С УФСБ в пользу Коротаева взыскано90000 рублей компенсации за период с июля по декабрь 2010 года, 2000 рублейрасходов по оплате услуг представителя и 100 рублей в счет уплаченнойгоспошлины.
В удовлетворении требования о взысканиикомпенсации за период с июня по декабрь 2009 года, возмещении расходов пооплате услуг представителя и государственной пошлины сверх присужденных сумм,заявителю отказано.
В кассационных жалобах заявитель ипредставитель начальника УФСБ просят решение отменить в части удовлетворения иотказа в удовлетворении заявленных требований, соответственно.
Коротаев высказывает несогласие свыводом о том, что с истечением срока действия договора найма квартиры 31декабря 2009 года, его право на получение компенсации прекратилось и к моментуобращения за ней с рапортом 2 июля 2010 года законных оснований для выплаты неимелось.
Анализируя п.3 ст.15 Федерального закона "О статусевоеннослужащих", постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежнойкомпенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданамРоссийской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданамРоссийской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей",Инструкцию "О мерах по реализации в органах ФСБ постановления Правительства РФот 31 декабря 2004 года N 909", утвержденную приказом ФСБ России от 9 ноября2005 года N 665, он приходит к выводу, что началом периода, с которогонаступает право на получение компенсации, является дата начала найма жилья, аисчерпывающие основания прекращения выплаты компенсации военнослужащим УФСБустановлены в п.7 Инструкции. Несвоевременного обращения с рапортом среди нихнет.
Коротаев обращает внимание на то, что прибыл на новоеместо военной службы, жилым помещением не обеспечен и признан нуждающимся в егополучении, изъявил желание получать компенсацию, представил командованию всенеобходимые для выплаты компенсации документы.
В заключение в жалобе отмечается, чтосуд разрешил требование об оплате услуг представителя без учета принципаразумности, и возмещению подлежали все понесенные им расходы.
Представитель начальника УФСБ вкассационной жалобе также считает, что решение в части взыскания компенсациивынесено вопреки требованиям п.3 ст.15 Федерального закона "О статусевоеннослужащих" и Инструкции "О мерах по реализации в органах ФСБ постановленияПравительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909", утвержденной приказом ФСБРоссии от 9 ноября 2005 года N 665.
По его мнению, военнослужащий,претендующий на получение компенсации, должен обладать правом на получение впользование служебного жилого помещения по установленным законом основаниям.
Таким правом Коротаев не обладает, таккак на день перевода в УФСБ (23 мая 2009 года) он был постоянно зарегистрированпо месту жительства в жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.57, кв.55.
Суд в решении пришел к ошибочномувыводу, что факт регистрации правового значения не имеет, так как носитуведомительный характер.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закона РФ "О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации", местом жительстваявляется жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированныедома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом дляодиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а такжеиное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественнопроживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договоруаренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.
Коротаев обращался в органы внутреннихдел с заявлением о регистрации по месту жительства, подтвердив свое проживаниепо указанному адресу.
Таким образом, на дату прибытия к новомуместу службы в Санкт-Петербург он располагал жильем для постоянного проживания,и права на получение компенсации не приобрел.
В возражениях на кассационную жалобупредставителя начальника УФСБ заявитель просит оставить ее без удовлетворения,а решение в части удовлетворения заявления - без изменения, ссылаясь назаключение заместителя начальника Договорно-правового управления ФСБ России от13 сентября 2011 года, в котором его просьба о выплате компенсации признанаправомерной.
Рассмотрев материалы дела, проверивзаконность и обоснованность решения исходя из доводов кассационных жалоб ивозражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Коротаев с 1 августа 2004 года состоит на учете вкачестве нуждающегося в служебном жилом помещении. По месту службы вСанкт-Петербурге жилым помещением, пригодным для постоянного или временногопроживания, не обеспечен, что подтверждается справкой жилищной комиссии УФСБ от 25 мая 2011 года N 341.
В период с 21 августа 2007 года по 23 декабря 2009года он был зарегистрирован в одной из комнат пятикомнатной коммунальнойквартиры в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Декабристов, д.57, кв.55. Причем, посоглашению с собственником жилья от 19 августа 2007 года, такая регистрация непредоставляла ему права пользования жилым помещением.
Как видно из протокола судебного заседания, Коротаевпояснял, что регистрация в Санкт-Петербурге являлась одним из условий егоперевода. Это его утверждение не опровергнуто.
23 мая 2009 года он прибыл на новое место военнойслужбы в УФСБ из Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике. С10 февраля 2010 года с согласия командования, как необеспеченный жилымпомещением и признанный в УФСБ нуждающимся в улучшении жилищных условий, онзарегистрирован в Санкт-Петербурге по адресу войсковой части 39964 - структурногоподразделения УФСБ.
С 1 июня по 31 декабря 2009 года и с 1 июля по 31декабря 2010 года заявитель на основании срочных договоров с собственникамижилья осуществлял коммерческий наем квартир в Санкт-Петербурге по адресам: поул. Кибальчича, д.12 корп.1 кв.78, и по Индустриальному проспекту, д. 18, кв.98, ежемесячно оплачивая проживание в размере 15000 рублей.
При этом, срок действия договора, заключенного 1 июня2009 года, истек 31 декабря того же года.
Впервые заявитель обратился с рапортом к начальникуУФСБ о выплате компенсации за период с июня по декабрь 2009 года - 2 июля 2010года. Однако, положительного решения по рапорту принято не было.
О выплате компенсации за весь 2010 год Коротаевобратился к начальнику УФСБ с рапортом от 15 февраля 2010 года.
Такая компенсация выплачена ему в добровольном порядкеза период с января по июнь 2010 года включительно. С июля 2010 года выплатабыла прекращена на основании рекомендации финансовых органов, осуществлявшихпроверку деятельности управления.
При этом, позиция командования в отношении длительногорассмотрения обращений заявителя состояла в том, что его ситуация имелахарактер правовой неопределенности, в связи с чем решение вопроса откладывалосьдо получения разъяснений из вышестоящих органов.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первойинстанции о том, что законных оснований для выплаты Коротаеву компенсации запериод с июня по декабрь 2009 года не имелось.
Всоответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывших на новое место военной службы военнослужащих- граждан, до получения жилых помещений понормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения,пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фондаили общежития . В случае отсутствияуказанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечениявоеннослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или пожеланию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсациюза наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которыеопределяются Правительством Российской Федерации.
Такие порядок и размерыопределены в постановленииПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "Опорядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещенийвоеннослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу поконтракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членамих семей".
Согласно п.2 Положения "О выплате денежной компенсацииза наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам РоссийскойФедерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей",утвержденного данным постановлением, компенсация выплачивается военнослужащимпо их желанию в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
По смыслу п.2 Инструкции -приложения к приказу ФСБ РФ от 9 ноября 2005 года N 665 "О мерах по реализациив органах Федеральной службы безопасности постановления Правительства РоссийскойФедерации от 31 декабря 2004 года N 909", денежная компенсация за поднаем жилыхпомещений выплачивается со дня обращения военнослужащего на основании решения(приказа) соответствующего руководителя и производится ежемесячно, одновременнос выплатой денежного довольствия, до дня, следующего за днем утраты права нанеё.
Исходя из анализа приведенныхнорм, довод заявителя об отсутствии перечисленных в Инструкции оснований дляпрекращения выплаты следует признать беспредметным, так как прекращена может бытьлишь выплата, по которой состоялось решение о ее производстве.
Каких-либо уважительных причинстоль позднего обращения за выплатой компенсации заявитель не привел.
Поскольку обращение за компенсацией последовало поистечении срока действия договора найма жилого помещения, права на ее получениеприменительно к порядку, определенному Инструкцией, Коротаев не приобрел.
Что касается отказа в выплатеему компенсации за 2010 год, то он обоснованно признан судом незаконным.
Судом учтено, что Коротаев прибыл к новому местувоенной службы, не обеспечен жилым помещением, состоял на жилищном учете,желание получать компенсацию за наем жилого помещения изъявил своевременно,представил все необходимые документы.
Прежняя регистрация Коротаева в Санкт-Петербурге, какверно отметил суд, не имела правового значения, так как препятствий к получениюкомпенсации не создавала.
Инструкцией, утвержденной приказом ФСБ,на военнослужащего, обратившегося за компенсацией, возложена обязанностьпредставить копии паспортов на него и членов его семьи с отметками орегистрации по месту жительства или месту пребывания.
Это условие заявителем было выполнено.
В п.11 постановления ПленумаВерховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших всудебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судамдано разъяснение, что регистрация лица по месту жительства по заявлениюсобственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющимобстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственникажилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения илиусловием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жиломпомещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценкесудом наряду с другими доказательствами.
Каких-либо данных, помимо регистрации, о том, чтозаявитель был обеспечен в Санкт-Петербурге жилым помещением, командованием непредставлено.
Следовательно, предусмотренная в ст.249 ГПК РФобязанность должностных лиц по доказыванию законности оспариваемых действий,начальником УФСБ в полной мере выполнена не была.
Вопрос о возмещении заявителю судебных расходовразрешен судом в полном соответствии с требованиями ст.ст.88, 94, 98, 100 ГПКРФ, с учетом принципа разумности.
Таким образом, законных оснований для изменения либоотмены решения гарнизонного военного суда не имеется.
Р уководствуясьст. 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургскогогарнизонного военного суда от 23 сентября 2011 года по заявлению КоротаеваКонстантина Борисовича об оспаривании действий начальника Управления ФСБ Россиипо Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с выплатой компенсацииза поднаем жилого помещения, оставить без изменения, а кассационные жалобызаявителя и представителя воинского должностного лица без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.