Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 31 октября 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: ГОГИНА А.В.,
СУДЕЙ: ЦАРЬКОВАВ.Н.,
КИСЛОВАД.Н.,
при секретаре РОГАЧЕВОЙ А.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело покассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского гарнизонного военногосуда от 5 сентября 2011 года по заявлению старшего прапорщика ПАВЛОВА Н.Н. надействия жилищной комиссии Службы в г.Суоярви Пограничного управления ФСБРоссии по республике Карелия (далее Служба), связанные с признанием нуждающимсяв предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ГОГИНА А.В., объяснениезаявителя, просившего решение оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ПАВЛОВ обратился в военный суд с заявлением,в котором просил признать н езаконным решениежилищной комиссии Службы от 9 июня 2011 года (протокол N 3) об отказе впринятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранномупосле увольнения месту жительства в г.Петрозаводске с составом семьи 1 человек.
Рассмотрев данное заявление, суд удовлетворилего, признав указанное решение жилищной комиссии незаконным и обязав ответчикаотменить его. При этом суд указал, что вопрос сдачи ранеепредоставленного ПАВЛОВУ от государства жилого помещения, которое в настоящеевремя приватизировано сыном заявителя, должен разрешаться на стадиипредоставления жилого помещения по избранному месту жительства, а не ранее.
В кассационнойжалобе представитель жилищной комиссии Службы выражает несогласие с решениемсуда и отмечает, что суд при разрешении заявления допустил ошибки в применениинорм материального права. В жалобе указывается, что в настоящее время ПАВЛОВ иего сын зарегистрированы в квартире, полученной от государства. Размер этогожилого помещения соответствует установленным нормам. Данная квартираприватизирована сыном заявителя, и ПАВЛОВ лишен возможности сдать это жилоепомещение, как это предусмотрено действующим законодательством. Поэтому,отмечается в жалобе, в отношении заявителя не могут применяться положения п.7Правил учетавоеннослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных своенной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, атакже военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихсяв получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранномпостоянном месте жительства, утвержденных Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 6 сентября 1998 года N1054.
В заключение жалобы ставится вопрос об отмене решениясуда первой инстанции.
Рассмотревматериалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный суднаходит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяязаявление ПАВЛОВА, суд первой инстанции пришел к выводу о том, вопрос о сдачезаявителем ранее полученного от государства жилья должен решаться припредоставлении ему жилья по избранному месту жительства, и заявитель не утратилвозможности сдать ранее полученное жилье.
Между тем,такой вывод не вытекает из материалов дела.
В соответствии с положениями ст. 40 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органыгосударственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с темзакрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии сустановленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определятькатегории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники ипорядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иныхвозможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 ип. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военнаяслужба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, чтообуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, вособом порядке реализации их конституционного права на жилище, котороеосуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и поспециальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамкахспециального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"установил основы государственной политики в области правовой и социальнойзащиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации имиправа на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в томчисле при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципальногожилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положенийФедерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующихжилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласнокоторой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются инымопределенным федеральным законом категориям граждан, признанным поустановленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилыхпомещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядкетолько в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона"О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантируетвоеннослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств наих приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем военнослужащих,как особой категории граждан, определен, в частности, Федеральным законом "Остатусе военнослужащих".
Согласно ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих"государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений иливыделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которыеустанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Такими нормативными актами являются, вчастности, Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 6 сентября 1998 года N1054 "О порядке учетавоеннослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных своенной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, атакже военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы,нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий визбранном постоянном месте жительства" (с последующими изменениями).
Приведенные нормативные акты подлежат применению всистемном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилыхпомещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так идополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федеральногозакона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральнымиорганами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилымпомещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военнойслужбы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья ичленов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещенийМинистерству обороны РФ (МВД РФ) представляются указанными гражданами исовместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещенияпо избранному месту жительства.
В соответствии с требованиямич. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качественуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие правосостоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо податьрапорт с приложением к нему документов, подтверждающих сдачу ранее полученного жилогопомещения или готовность и возможность такой сдачи.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федеральногозакона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права нажилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет государстважилья для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запасим в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильемпо избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильем дляпостоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социальногонайма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлениюим такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в своюочередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по меступрохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила длявоеннослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождениявоенной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядилсяполученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать вустановленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставленияжилого помещения по договору социального найма в порядке, определенномст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже поистечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильемвозможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищногокодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления поместу жительства (избранного места жительства после увольнения в запас)военнослужащего.
Что касается положений п. 14 ст. 15Федерального закона "О статусе военнослужащих" о предоставлениивоеннослужащими документов о сдаче жилых помещений при получении жилогопомещения по избранному месту жительства, то, исходя из системного анализа вышеназванных нормативных актов, такой военнослужащий должен обладать реальной,а не гипотетической, возможностью сдать ранее полученное жилое помещение.
По делу установлено, что ПАВЛОВ ранее был обеспечен отгосударства жилым помещением.
В настоящее время в этой квартире зарегистрирован самзаявитель и его сын.
При этом размер этого жилого помещения, приходящийсяна них, соответствует установленным нормам.
В 2008 году заявитель, отказавшись от своей доли,согласился на приватизацию этого жилья его сыном без включения себя в числособственников этого жилья.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению суда первойинстанции, очевидно, что в настоящее время заявитель лишен реальной возможностисдать ранее полученное им от государства жилое помещение или приходящуюся на негочасть этого жилья.
Это подтвердил, согласно протоколу судебного заседания(л.д.43), и сам заявитель, пояснивший, что он лишен возможности сдать ранееполученное жилье, поскольку в этой квартире проживает его сын.
С учетом изложенного, ссылка суда первой инстанции навозможность решения вопроса о сдаче заявителем ранее полученного от государстважилья при предоставлении ему жилья по избранному месту жительства являетсянеобоснованной.
Таким образом, обжалуемое решение жилищной комиссииСлужбы не противоречит нормам действующего законодательства.
Такое решение жилищной комиссии соответствует иправовым позициям, изложенным в судебныхпостановлениях Военной Коллегии Верховного Суда РФ (например, решение NВКПИ04-36 от 18 мая 2004 года по заявлению Святкина, определения от 24 июня 2010года N205-В10-17, от 28 декабря 2010 года N205-В10- 34).
Поскольку обстоятельства,имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, асудом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права,окружной военный суд находит необходимым отменить решение суда первой инстанциив части удовлетворения заявления ПАВЛОВА и, не передавая дело на новоерассмотрение, принять новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.360, 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 5сентября 2011 года по заявлению старшего прапорщика ПАВЛОВА Н.Н. на действия жилищнойкомиссии Службы в г.Суоярви Пограничного управления ФСБ России по республикеКарелия, связанные с признанием нуждающимся в предоставлении жилого помещения,отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление ПАВЛОВА Н.Н. о признаниинезаконным решения жилищной комиссии Службы в г.Суоярви Пограничного управленияФСБ России по республике Карелия от 9 июня 2011 года (протокол N 3) в частиотказа в признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения поизбранному после увольнения месту жительства в г.Петрозаводске оставить безудовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.