Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 16 июня 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего СавельеваИ.Г.,
судей: ПоздняковаС.И.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Барановой И.В.рассмотрел в судебном заседании от 16 июня 2011 года гражданское дело покассационной жалобе представителя военного комиссара Республики Коми СлипченкоС.И. на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2011года по заявлению подполковника Кардаша Вячеслава Михайловича об оспариваниибездействия военного комиссара Республики Коми и начальника отдела военногокомиссариата Республики Коми по г. Инте по обеспечению его продовольственнымпайком.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., окружной военныйсуд
УСТАНОВИЛ:
Кардаш обратился в суд с заявлением, в котором просилпризнать незаконным бездействие военного комиссара Республики Коми, выраженноев отсутствии организации отгрузки и подвоза продовольственного пайка к местуего службы и не обеспечении его продовольственным пайком за период с 1 июля2010 года.
Он просил обязать военного комиссара Республики Коми иначальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Инте обеспечитьего продовольственным пайком за период с 1 июля 2010 года по день вынесениясудом решения в установленном законодательством РФ порядке.
В обоснование заявленных требований Кардаш указал, чтопроходит военную службу в отделе военного комиссариата Республики Коми по г.Инта в распоряжении военного комиссара Республики Коми, на продовольственномобеспечении состоит в войсковой части 96876, дислоцированной в г. Печора.
С 1 июля 2010 года ввиду бездействия военногокомиссара Республики Коми отгрузка и подвоз продовольственных пайков со складавоинской части на станцию Инта были прекращены. Ссылаясь на п.1 ст. 14Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.4 постановления ПравительстваРФ от 29 декабря 2007 года N 946 "О продовольственном обеспечениивоеннослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами(продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время",п. 79 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирноевремя, утвержденного приказом Министра обороны от 22 июля 2000 года N 400,заявитель полагает, что именно военный комиссар Республики Коми является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечениювоеннослужащих отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Интапродовольственным пайком. Невыполнение этой обязанности нарушает его права.
Решением гарнизонного военного суда заявлениеудовлетворено частично.
Суд признал незаконным указанное бездействие военногокомиссара Республики Коми и возложил на него обязанность организоватьобеспечение Кардаша продовольственным пайком с 1 июля 2010 года по деньвынесения решения, путем подвоза пайка к месту службы.
В удовлетворении требования о возложении такойобязанности на начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г.Инте суд отказал.
В кассационной жалобе представитель военного комиссараРеспублики Коми высказывает несогласие с решением в той части, в которойбездействие его доверителя признано незаконным и на него возложена обязанностьпо организации обеспечения Кардаша продовольственным пайком, и просит решение вэтой части отменить.
Не оспаривая права Кардаша на получение пайка, он приводитдоводы о том, что военные комиссариаты не относятся к органам военногоуправления, и ведение в них войскового хозяйства не предусмотрено.
По мнению автора жалобы, обязанность по обеспечениюзаявителя продовольственным пайком должна возлагаться на командира войсковойчасти 96876, выдающего довольствие, а также на вышестоящие органы военногоуправления и воинских должностных лиц, на которых законом возлагаетсявыполнение функций по обеспечению военнослужащих положенным довольствием,например на продовольственную службу Западного военного округа.
Кроме того, суд необоснованно пришел к выводу обездействии военного комиссара Республики Коми, который через подчиненного емуначальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Инте предпринималмеры по обеспечению заявителя пайком путем предоставления ему времени ибагажных талонов на провоз пайка.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационнойжалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как правильно указал суд, согласно п.1 ст.14Федерального закона "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечениевоеннослужащих осуществляется в порядке, определяемом Министерством обороны РФ(иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным закономпредусмотрена военная служба).
В Министерстве обороны РФ такой порядок определенПоложением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время,утвержденным приказом министра обороны РФ от 22 июля 2000 года N 400.
В соответствии с п.79 Положения, подвоз продовольствияпроизводится в подразделения, расположенные отдельно от своей воинской части.
Судом установлено, что заявитель проходит военнуюслужбу по контракту в отделе военного комиссариата Республики Коми по г. Инте,с 1 апреля 2009 года в связи с организационно-штатными мероприятиями он выведенв распоряжение военного комиссара Республики Коми.
Согласно указанию начальника тыла Северного флота от20 августа 2008 года N 57/2/1699 военнослужащие военкоматов Республики Комизачислены на продовольственное обеспечение в войсковую часть 96876 (г. Печора).
Таким образом, спор, по существу, свелся к вопросу, накакое воинское должностное лицо должна быть возложена обязанность поорганизации обеспечения заявителя продовольственным пайком.
Деятельность военных комиссариатов регулируетсяПоложением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1сентября 2007 года N 1132.
Согласно п.п.2, 3, 12, 18 Положения,военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороныРоссийской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальныхобразованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Военные комиссариатысубъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевыесчета в территориальном органе Федерального казначейства, в своей работеруководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционнымизаконами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РоссийскойФедерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны РоссийскойФедерации.
Министерство обороны РоссийскойФедерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой,материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующиедовольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии сустановленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых изфедерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели.
Военный комиссар субъекта РоссийскойФедерации является прямым начальником личного состава военных комиссариатов,находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Он определяетобязанности подчиненных ему военных комиссаров и личного составасоответствующего военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Правильно проанализировав указанныенормы, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу об обязанностиименно военного комиссара Республики Коми организовать взаимодействие междуорганами военного управления, в том числе по продовольственному обеспечениювоеннослужащих отделов военного комиссариата.
Довод жалобы о принятых военнымкомиссаром через начальника отдела в г. Инте мерах по обеспечению заявителяпайком на законность и обоснованность принятого решения не влияет. Судомустановлено не отсутствие каких-либо действий со стороны должностного лица, абездействие, в результате которого законное право заявителя на получениепродовольственного пайка так и не было реализовано.
К тому же, вступившим в законную силу решениемВоркутинского гарнизонного военного суда от 18 июня 2010 года на военногокомиссара Республики Коми уже возлагалась обязанность обеспечить заявителяпродовольственным пайком с 1 июля 2009 года по 31 мая 2010 года в установленномзаконодательством порядке, и данное решение суда исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361,366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Воркутинскогогарнизонного военного суда от 29 апреля 2011 года по заявлению КардашаВячеслава Михайловича об оспаривании бездействия военного комиссара РеспубликиКоми и начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Инте,оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.