Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 25 июля 2011 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Савельева И.Г.,
судей: ПоздняковаС.И.,
Пестуновича В.И.
при секретаре Барановой И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобузаявителя Лиштовного Е.В. на решение Пушкинского гарнизонного военного суда от20 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенантаЛиштовного Евгения Владимировича о признании незаконным отказа командиравойсковой части 28677 в выплате денежной компенсации за наём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., пояснениязаявителя Лиштовного Е.В. в поддержание доводов кассационной жалобы,представителя командира в/ч 28677 Нестерова Л.П., возражавшего против ееудовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лиштовный Е.В., проходивший военную службу поконтракту в войсковой части 28677, обратился в военный суд с заявлением, вкотором просил признать незаконным отказ командира войсковой части 28677 ввыплате денежной компенсации за наём жилого помещения в размере 15 000рублей в месяц за период с 1 января 2009 года по 24 марта 2011 года, обязав егоиздать соответствующий приказ.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворенииуказанных требований отказано.
При этом суд указал, что по месту прохождения службы вг. Гатчина Лиштовному предлагалось жилое помещение в общежитии, от заселениякоторого он отказался, настаивая на предоставлении служебной квартиры, рапортао выплате ему денежной компенсации с приложенными к нему документамикомандованию части не подавал до 16 марта 2011 года, нуждающимся в улучшениижилищных условий не признан.
Исходя из этих обстоятельств, суд пришел к выводу отом, что законные права и интересы Лиштовного Е.В. командованием части нарушеныне были.
Кроме того, суд в решении отметил, что Лиштовный необладает правом выбора места жительства, так как не относится к категорииувольняемых военнослужащих, указанной в ст. 15 Федерального закона "О статусевоеннослужащих", в связи с чем нанимать жилое помещение в период военнойслужбы должен в пределах населённого пункта, в котором дислоцируется воинскаячасть.
Из этого суд сделал вывод о том, что размеркомпенсации за поднаём жилья определяется не местонахождением снимаемого жилогопомещения, а местом прохождения заявителем военной службы.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие суказным решением и указывает, что вывод суда о том, что он не относится ккатегории военнослужащих, обладающих правом выбора места жительства, являетсянеобоснованным.
Ссылаясь на нормы статьи 27 Конституции РоссийскойФедерации, стать 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации па свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьи 1,6Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" Лиштовный указывает, что законом предусмотрено ограничениеправа военнослужащего на свободу передвижения, а не права выбора местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Из этого автор жалобы делает вывод о необоснованностисуждения, изложенного в решении, о том, что нанимать жилое помещение в периодвоенной службы он должен в пределах населенного пункта, в котором дислоцируетсявоинская часть, а размер компенсации за поднаем жилья должен определяться исходяиз размера, установленного в месте прохождения военной службы.
Не согласен Лиштовный и с выводом суда о том, чтообязательным условием выплаты компенсации за наем жилых помещений являетсяпризнание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.
Указывая, что он относится к категории военнослужащих,обеспечиваемой на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями,заявитель утверждает, что необходимости признания его нуждающимися в жилыхпомещениях закон не устанавливает.
Лиштовный считает, что в соответствии с требованиямиприказа Федеральной Службы Охраны Российской Федерации от 4 августа 2008 года N404 "Об утверждении Правил предоставления служебных жилых помещений и жилыхпомещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны",Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации,проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороныРоссийской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социальногонайма и служебных жилых помещений" военнослужащий должен предоставить ряддокументов, в том числе и подтверждающие отсутствие у него жилых помещений поместу службы.
Содержание этих документов является основанием длявключения военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещенийи обеспечения служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя издаты подачи заявления и документов.
Указание на предварительное признание военнослужащегонуждающимся в жилом помещении в этих нормативных актах отсутствует.
Лиштовный отмечает, что такие документы импредоставлялись в жилищную комиссию части, а отказ в предоставлении ему служебногожилого помещения был обусловлен лишь отсутствием таковых в части.
В связи с этим он решил воспользоваться своим правомна получение денежной компенсации найма жилого помещения.
По мнению Лиштовного, реализация данного права независит от момента подачи рапорта о предоставлении компенсации, так как пунктом4 Инструкции об организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем)жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящимвоенную службу по контракту в Федеральных органах государственной охраны, ичленам их семей, утвержденной приказом Федеральной службы охраны N298 от 10.08.2005года определено, что выплата этой компенсации военнослужащим производится содня найма (поднайма) жилого помещения по день прекращения действия основанийдля ее выплаты.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отменерешения Пушкинского гарнизонного военного суда и принятии нового решения обудовлетворении его требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенныев кассационной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ееудовлетворению.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, прирассмотрении настоящего дела судом были верно определены обстоятельства,подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на исследованных в судебномзаседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка, нарушенийнорм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменениесудебного постановления, не допущено.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службупо контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службывоеннослужащих - граждан, до получения жилых помещений предоставляютсяслужебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещенияманевренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинскиечасти арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан исовместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих -граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилыхпомещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РоссийскойФедерации.
Постановлением Правительства РФ N 909 от 31.12.2004утверждено "Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилыхпомещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военнуюслужбу по контракту, и членам их семей".
Согласно пункту 2 Положения названная компенсациявыплачивается военнослужащим по желанию ежемесячно за счет средств, выделяемыхМинобороны России или иному федеральному органу исполнительной власти, вкотором закономпредусмотрена военная служба, из федерального бюджета, в размере,предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленныхэтим Постановлением Правительства РФ размеров, лишь в случае невозможности ихобеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Таким образом, в силу изложенных нормативных актов,право на компенсацию за поднаем жилых помещений возникает у военнослужащих ичленов их семей только при условии отсутствия у них жилых помещений дляпостоянного проживания по месту службы, и невозможности предоставленияслужебных жилых помещений или общежитий, пригодных для постоянного иливременного проживания.
Как установлено в судебном заседании, возможностьпредоставления Лиштовному комнаты в общежитии имелась.
Так, решениями жилищной комиссии от 16 октября 2007года, от 3 октября 2008 года, от 23 июня 2010 года ему неоднократнопредлагались для заселения отдельные комнаты в общежитии части, однакозаявитель от заключения договора найма специализированного жилищного фонда напредоставленные жилые помещения фактически отказался.
30 декабря 2008 года Лиштовный Е.В. заключил со своейсестрой Лиштовной О.В. договор найма комнаты в коммунальной квартире N 21 поадресу: г. Санкт-Петербург, ул.Композиторов, д.20, корп.1, с ежемесячнойоплатой за наём жилья 15000 рублей.
16 марта 2011 года Лиштовный Е.В. обратился к командиручасти с просьбой выплатить ему с 1 января 2009 года денежную компенсацию занаём жилого помещения, в чем ему 4 апреля 2011 года было отказано.
Оценив указанные обстоятельства, гарнизонный судпришел к правильному выводу о том, что жилищные права заявителя командованиемв/ч 28677 были реализованы надлежащим образом, а отказ в выплате компенсации занаем жилого помещения этих прав заявителя не нарушил.
Вопреки мнению автора кассационной жалобы, его отказот заселения в общежитие, не давал ему права требовать именно служебное жилоепомещение или компенсацию за найм жилья.
Так как предметом рассматриваемого дела являласьпроверка законности отказа командиром в\ч 28677 в выплате заявителю денежнойкомпенсации за поднаем жилого помещения, окружной военный суд полагает, что достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Лиштовнымтребований являлись установленные факты наличия возможности предоставления емукомнаты в общежитии и его необоснованного отказа от ее заселения.
В связи с этим, приведенные решении суда выводы онеобходимости признания заявителя нуждающимся в получении жилья по местуслужбы, отсутствия его рапортов о выплате денежной компенсации до 16 марта 2011года, а также указание суда на то, что Лиштовный не обладает правом выбораместа жительства, в связи с чем должен нанимать жилое помещение в пределахнаселённого пункта, в котором дислоцируется воинская часть, с определениемразмера компенсации, установленной по месту прохождения военной службы, невлияют на законность принятого решения по существу, поскольку к предмету рассматриваемогодела не относятся.
Таким образом приведенные в кассационной жалобе доводыотносительно указанных выводов суда, оценке также не подлежат.
Так как иных основанийдля отмены или изменения решения суда не имеется, руководствуясь ст.ст.360, 361ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 20мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенанта ЛиштовногоЕвгения Владимировича о признании незаконным отказа командира войсковой части28677 в выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения, оставить безизменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.