Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 февраля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Гогина А.В.,
СУДЕЙ: Позднякова С.И.,
Кунцевича Ю.М.,
при секретаре Рогачевой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя начальника и жилищной комиссии Службы в г. Сосновый Бор ПУ ФСБ России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области на решение 224 гарнизонного военного суда от 22 декабря 2011 года по заявлению старшего прапорщика Сапельниковой Галины Николаевны об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии Службы в г. Сосновый Бор ПУ ФСБ России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области (далее - Службы) об исключении из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кунцевича Ю.М., объяснения представителя начальника и жилищной комиссии Службы Топилина В.Н., поддержавшего свою кассационную жалобу, представителя заявителя Сапельниковой Г.Н. - Алекссева В.Н., возражавшего против доводов кассационной жалобы, военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из материалов дела, решением жилищной комиссии Службы от 01 апреля 2008 года (протокол N 5) Сапельникова Г.Н. была принята на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 2 человека, а решением жилищной комиссии Службы от 02 декабря 2011 года, оформленным протоколом N 11, снята с него по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Мотивом принятия решения о снятии с жилищного учета послужило то обстоятельство, что супругом Сапельниковой Г.Н. - Сапельниковым Г.Н. в 1989 году было получено за счет бюджетных средств на состав семьи 4 человека жилое помещение по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 36, кв. 54, общей площадью 61,5 кв.м., в котором они проживают в настоящее время, что говорит об обеспеченности их жильем.
Сапельникова Г.Н. оспорила данное решение в военном суде, который признал снятие ее с учета незаконным, обязав начальника и жилищную комиссию Службы отменить это решение и восстановить ее в списках нуждающихся в жилом помещении.
Суд исходил из того, что доводы заинтересованной стороны по существу сводятся к тому, что заявитель необоснованно поставлен на жилищный учет в результате неправомерных действий жилищной комиссии, которая не истребовала необходимые документы для разрешения ее жилищного вопроса, что попадает под действие п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Поскольку в протоколе заседания жилищной комиссии ссылка на данную норму закона (ее содержание) не приведена, то это обстоятельство, по мнению суда, говорит о незаконности исключения заявителя из числа военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
Также суд отметил, что жилищные условия Сапельниковой Г.Н. изменились, поскольку на каждого члена семьи (6 человек) приходится менее установленного размера учетной нормы общей площади жилого помещения (10,25 кв.м.), что в силу ст. 51 Жилищного Кодекса РФ свидетельствует об ее праве состоять на жилищном учете.
В кассационной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии Службы выражает несогласие с судебным постановлением, утверждая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права, в связи с чем - просит решение отменить.
Так, он утверждает, что Сапельникова Г.Н., как член семьи военнослужащего, уже была обеспечена бесплатно жилым помещением за счет бюджетных средств, в котором в настоящее время проживает в качестве члена семьи собственников (своих дочерей), что в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорит об отсутствии у нее права на получение жилья по договору социального найма.
Кроме того, автор кассационной жалобы высказывает несогласие с выводом суда о том, что на каждого проживающего в квартире приходится менее 12 кв. м. учетной нормы общей площади, установленной по г. Сосновый Бор в Ленинградской области, т.к. она не применяется к жилым помещениям, находящимся в собственности граждан.
В своих возражениях представитель заявителя просит оставить без изменения принятое по делу решение, высказывая мнение о том, что суд правильно истолковал и применил соответственно статьи 56 и 70 Жилищного кодекса РФ, а также верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
По делу установлено, что в 1989 году заявитель, как член семьи военнослужащего, была обеспечена от государства благоустроенной трехкомнатной квартирой по установленным нормам.
В связи с этим следует признать, что государство в полной мере выполнило свою обязанность по обеспечению Сапельниковой Г.Н. положенным ей жильем.
В 2003 году указанная квартира с согласия супругов Сапельниковых была передана в собственность их детям. Таким образом, заявитель фактически распорядился ранее полученным бесплатно от государства жильем.
Из материалов дела видно, что в дальнейшем Сапельникова Г.Н. снялась с регистрационного учета по адресу указанной квартиры, продолжая в ней проживать, а ее супруг убыл к новому месту, также снявшись с данного учета.
В 2008 году, после увольнения супруга с военной службы, Сапельникова Г.Н. обратилась в жилищную комиссию службы с просьбой о признании ее и мужа нуждающимися в получении жилого помещении, т.е. повторно обеспечить их бесплатным жильем от государства.
Жилищная комиссия Службы своим решением от 01 апреля 2008 года признала заявителя нуждающимся в жилом помещении, хотя, по мнению суда кассационной инстанции, никаких законных оснований для этого не имелось.
Так, по смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства, и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексе порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Приведенные нормативные акты подлежали применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо было подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на орган исполнительной власти обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее за счет федерального бюджета по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Поскольку на день признания Сапельниковой Г.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий в ранее полученной ей квартире проживало четыре человека - супруги Сапельниковы и их дочери, то приведенные заявителем в рапорте от 18 февраля 2008 года сведения об отсутствии жилья для постоянного проживания явились недостоверными.
Поэтому жилищная комиссия и начальник Службы обоснованно посчитали, что на день принятия заявителя на учет его жилищные условия не изменились, в связи с чем не имелось оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения. Что же касается увеличения количества проживающих в данной квартире в настоящее время и соответствия учетной норме, то данные обстоятельства возникли лишь в 2011 году. Проверять жилищные условия (количество зарегистрированных в квартире граждан) на 02 декабря 2011 года, как об этом указано в решении суда, жилищная комиссия без наличия к тому повода (рапорта, заявления) не должна.
Таким образом, принятое по существу правильное решение о снятии Сапельниковой Г.Н. с жилищного учета не могло быть признано судом первой инстанции незаконным и отменено лишь по тому основанию, что в нем не имелось ссылки на подлежащий применению пункт 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
В случае, если заявитель полагает, что нуждается в получении жилого помещения по договору социального найма по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, то он вправе поставить данный вопрос перед жилищной комиссией Службы для разрешения по существу, предоставив необходимые документы.
В связи с тем, что в материалах дела содержится достаточно доказательств, подтверждающих значимые обстоятельства для принятия правильного решения, а суд первой инстанции неправильно применил закон, окружной военный суд полагает необходимым отменить решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Сапельниковой Г.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 22 декабря 2011 года по заявлению старшего прапорщика Сапельниковой Галины Николаевны об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии Службы в г. Сосновый Бор ПУ ФСБ России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Сапельниковой Г.Н. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.