Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 мая 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Басова А.И.,
судей: Объектова Е.Л.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - адвоката Зарбеева Р.А. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению старшего прапорщика запаса Яраевой Антонины Федоровны об оспаривании решения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения заявителя Яраевой А.Ф. и ее представителя адвоката Зарбеева Р.А., поддержавших апелляционную жалобу, окружной военный суд, -
У С Т А Н О В И Л.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2012 года отказано в удовлетворении заявления Яраевой А.Ф. об оспаривании решения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 8 сентября 2011 года N 02-23/0035, которым ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая данное решение, суд сослался на установленный факт продажи Яраевой ранее полученного от Министерства обороны РФ и приватизированного жилого помещения по прежнему месту военной службы.
В апелляционной жалобе представитель заявителя - адвокат Зарбеев Р.А. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не отрицая факт приватизации и продажи Яраевой в 1997 году полученной от Министерства обороны РФ квартиры, представитель заявителя считает, что суд неправильно истолковал пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой один раз жилые помещения предоставляются только военнослужащим, избравшим место жительства при увольнении с военной службы. Для остальных военнослужащих закон не ограничивает число предоставлений жилья по договору социального найма.
По мнению автора жалобы, в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" отсутствуют санкции для военнослужащих, ухудшивших свои жилищные условия путем приватизации и продажи полученного от военного ведомства жилья. В то же время, ст.53 ЖК РФ и пункт 4 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, позволяют поставить таких военнослужащих на жилищный учет по истечении пяти лет после совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Яраева, распорядившаяся квартирой 15 лет тому назад, данному условию соответствует, что судом учтено не было.
Адвокат Зарбеев также считает неправомерным применение судом нормы, устанавливающей обязательное предоставление справки о сдаче жилья по прежнему месту военной службы при подаче заявления о постановке на жилищный учет, поскольку такое правило содержалось в отмененном приказе МО РФ от 15.02.2000 года N 80 и отсутствует в ныне действующем приказе МО РФ от 30.09.2010 года N 1280.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Так, статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантии предоставления жилых помещений по договору социального найма устанавливаются только для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, в том числе увольняемых с военной службы, в предусмотренных законом порядке и условиях.
Содержание данной нормы в системной связи с подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок жилищного обеспечения военнослужащих: постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 года N 1054, приказом МО РФ от 15.02.2000 года N 80 (действовавшим на момент увольнения Яраевой с военной службы), приказом МО РФ от 30.09.2010 года N 1280 (действующим с ноября 2010 года), - подразумевает, что военнослужащие могут поставить вопрос о принятии на жилищный учет для последующего обеспечения жилым помещением только в период военной службы.
В дальнейшем военнослужащие в зависимости от их волеизъявления либо продолжают проходить военную службу до обеспечения жилым помещением, либо увольняются с военной службы с оставлением в списках очередников при наличии соответствующих оснований увольнения и выслуги лет.
Согласно копии послужного списка старший прапорщик Яраева проходила военную службу в период с ноября 1972 года по 31 мая 2008 года, после чего исключена из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья (л.д.45-50).
С 24 ноября 2003 года Яраева состояла на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в Военном университете связи, а снята с жилищного учета в связи с выявлением факта продажи ранее полученного от Министерства обороны РФ жилья решением жилищной комиссии Военной академии связи от 28 октября 2008 года, то есть после увольнения с военной службы (л.д.29-30).
В последующем уволенная с военной службы Яраева не имела законных оснований требовать от органов военного управления повторно принять ее на жилищный учет, а могла добиваться, в том числе в судебном порядке, отмены решения жилищного органа о снятии с такого учета и восстановления на нем. Данную возможность заявитель не использовала, несмотря на то, что согласно ее объяснениям получила решение жилищной комиссии в пределах четырех месяцев со дня принятия.
После увольнения с военной службы Яраева вправе претендовать на жилищное обеспечение только от местных органов власти в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, чем согласно справке Администрации Калининского района г.Санкт-Петербурга она воспользовалась, встав на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма 27 июля 2009 года (л.д.51).
Поскольку из представленных в ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ документов усматривалось отсутствие у Яраевой на момент обращения статуса военнослужащей, уполномоченный жилищный орган правильно руководствовался статьей 54 ЖК РФ, пунктом 2 части 1 которой установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ими представлены документы, которые не подтверждают их право состоять на жилищном учете.
При таких обстоятельствах, решение ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 8 сентября 2011 года N 02-23/0035 об отказе Яраевой в признании нуждающейся в жилых помещениях, основанное на отсутствии у нее на момент обращения статуса военнослужащей (л.д.4), соответствует закону и ее права не нарушает.
Положенный в основу судебного решения факт приватизации и продажи Яраевой в 1997 году полученной от Министерства обороны РФ квартиры в г.Хабаровске, который ранее установлен вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2008 года и подтвержден заявителем, хотя и является второстепенным в спорных правоотношениях, однако также свидетельствует об отсутствии нарушения ее прав оспариваемым решением уполномоченного жилищного органа.
Суд правильно истолковал положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой гарантии предоставления военнослужащим жилых помещений для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма) не являются безусловными и не действуют в тех случаях, когда военнослужащие злоупотребляют своими жилищными правами.
Предоставляя соответствующие гарантии, названный закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья только один раз за все время военной службы, что, соответственно, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.
Из смысла данной нормы следует, что повторное обеспечение заявителя жилым помещением на тех же условиях возможно только после сдачи ранее полученного жилья.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Яраева утратила возможность сдать жилое помещение уполномоченному органу МО РФ и правом на повторное обеспечение жильем от военного ведомства не обладает.
Доводы представителя заявителя о том, что истечение пятилетнего срока со дня ухудшения жилищных условий в силу приведенных в апелляционной жалобе нормативных правовых актов предоставляет ей такое право необоснованны.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан (к числу которых относятся военнослужащие) в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Согласно данной норме статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающая однократное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, носит специальный характер.
Из анализа приведенных законоположений следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы значимыми не являются и основаниями для отмены по существу правильного судебного решения быть не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению старшего прапорщика запаса Яраевой Антонины Федоровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.