Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 мая 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Басова А.И.,
СУДЕЙ: Лазарева Е.В.,
Объектова Е.Л.,
при секретаре Навлевой Е.О.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Службы в городе Выборге Пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Служба) Галиуллина А.М. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2012 года по заявлениям майора Шабрикова Игоря Владимировича, старших прапорщиков Петрова Михаила Юрьевича и Хмары Сергея Михайловича об оспаривании действий начальника Службы, связанных с установлением заявителям ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (далее - надбавка) в размере 50 % от должностного оклада.
Заслушав доклад судьи Объектова Е.Л., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела усматривается, что приказом начальника Службы от 1 января 2012 года N 01-лс Шабрикову, Петрову и Хмаре, находящимся в распоряжении указанного должностного лица, была установлена и выплачена за январь 2012 года надбавка в размере 50 % от должностного оклада.
Полагая свои права нарушенными, Шабриков, Петров и Хмара обратились в военный суд с заявлениями, в которых просили признать действия начальника Службы, связанные с установлением им с 1 января 2012 года надбавки в размере 50 % от должностного оклада, незаконными, и обязать указанное должностное лицо внести изменения в соответствующий приказ от 1 января 2012 года N 01-лс, установив набавку Шабрикову - в размере не менее 90 % от должностного оклада, а Петрову и Хмаре - в размере не менее 130 %.
Кроме того, заявители просили взыскать со Службы в свою пользу недоплаченную часть надбавки за январь 2012 года: Шабриков - в размере 40 % от должностного оклада в сумме 2595 рублей 20 копеек; Петров и Хмара - в размере 80 % от должностного оклада в сумме 4125 рублей 60 копеек, каждому.
Объединив дела по заявлениям Шабрикова, Петрова и Хмары в одно производство, гарнизонный военный суд своим решением от 10 февраля 2012 года требования заявителей удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель начальника Службы Галиуллин просит об отмене указанного судебного постановления и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Автор апелляционной жалобы указывает, что поскольку начальник Службы исполнял приказ ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367, в соответствии с которым выплата военнослужащим, находящимся в распоряжении, надбавки установлена в размере 50 % от должностного оклада, то суд разрешил вопрос о правах и обязанностях Директора ФСБ России, не привлеченного к участию в деле.
По мнению Галиуллина, неверно суд истолковал и положения постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, которым право установления надбавки, включая определение ее конкретного размера, делегировано руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Пункт 24 Приказа ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60 устанавливает выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу на территории Ленинградской области, в повышенном размере.
Вместе с тем, приказ ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367, устанавливающий указанную надбавку военнослужащим, зачисленным в распоряжение, в размере 50% от должностного оклада, издан в соответствии с указанными нормативными актами и прошел государственную регистрацию.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ) размер надбавки был установлен в размере до 70 процентов оклада по воинской должности.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" целью увеличения размера надбавки явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставляемых военнослужащим в натуральной форме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, их совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Из этого следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию в виде выплаты надбавки, установив необходимость сохранения ранее существовавшего уровня выплаты ее военнослужащим.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Однако в отношении военнослужащих ФСБ положения ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 января по 31 декабря 2012 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как согласно п. 4 ст. 12 данного закона в 2012 году в отношении военнослужащих ФСБ, должностные оклады которых установлены иными федеральными законами, положения статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяются без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в отношении военнослужащих ФСБ положения данного закона об изменении порядка формирования их денежного довольствия применяются с 01 января 2013 года.
Таким образом, в отношении военнослужащих ФСБ до 01 января 2013 года сохранен прежний порядок формирования денежного довольствия.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", отмененное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, действует в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 01 января 2013 года.
В п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, указаны конкретные максимальные величины размера надбавки, в том числе для прапорщиков и старших офицеров, проходящих службу в Ленинградской области. В частности, как правильно указано в обжалуемом судебном постановлении, надбавка должна быть установлена в размере: майору Шабрикову - не менее 90 % от его оклада по последней воинской должности, а старшим прапорщикам Петрову и Хмаре - не менее 130 %.
Действительно, п.п. "г" п. 1 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", утвержденного приказом ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 (с изменениями и дополнениями), для военнослужащих, состоящих в распоряжении, размер надбавки установлен в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Вместе с тем, данный приказ устанавливает лишь общий, базовый размер выплаты надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении.
Поэтому, согласно п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, при установлении надбавки находящимся в распоряжении командиров (начальников) военнослужащим, проходящим военную службу в Ленинградской области и ряде других регионов, ее размер производится в повышенном размере.
Так как заявителям размер надбавки оспариваемым приказом установлен в меньшем размере, вывод суда о его незаконности является правильным.
Что же касается довода жалобы относительно необходимости участия в деле в качестве стороны Директора ФСБ России, то он является несостоятельным, поскольку разрешенное судом правоотношение не предусматривает непосредственного участия в нем данного должностного лица.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2012 года по заявлениям Шабрикова Игоря Владимировича, Петрова Михаила Юрьевича и Хмары Сергея Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.