Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 14 мая 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Царькова В.Н.
при секретаре Конкине Д.А., с участием заявителя рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 224 гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 3526 капитана медицинской службы запаса Пальмина Сергея Викторовича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 3526, связанных с отказом во включении заявителя в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения заявителя в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, приказом командующего войсками СЗО ВВ МВД России от 15 июня 2010 года N 53 л/с Пальмин С.В. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части 3526 от 18 октября 2010 года N 206 с/ч - исключен из списков личного состава части.
Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 7 апреля 2011 года на командира и жилищную комиссию войсковой части 3526 была возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Пальмина на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания по месту военной службы. Во исполнение указанного решения суда решением жилищной комиссии войсковой части 3526 от 24 октября 2011 года (протокол N 15-2011) заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии части от 23 декабря 2011 года дата признания Пальмина нуждающимся в улучшении жилищных условий была изменена на 27 июля 2010 года.
Полагая, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, Пальмин по окончанию 2011 года обратился в жилищную комиссию войсковой части 3526 с просьбой о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3526 от 25 января 2012 года (протокола N 1-2012) Пальмину во включении в отдельный список военнослужащих, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке отказано ввиду отсутствия оснований предусмотренных п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 21 приказа МВД России от 12 февраля 2012 года N 75.
Считая свои права нарушенными, Пальмин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными указанное решение жилищной комиссии и действия командира войсковой части 3526, утвердившего данное решение.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Пальмину отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы он, со ссылкой на положения ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 35 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ N 75 от 12 февраля 2010 года (далее - Инструкция), полагает, что к правоотношениям по поводу обеспечения его жильем во внеочередном порядке, с учетом ст. 7 ЖК РФ и ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, применимы по аналогии положения "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 февраля 2000 года N 80 и приказа МЧС России от 9 апреля 2008 года N 172.
Трактуя положения ч. 1 ст. 57 ЖК РФ утверждает, что право на внеочередное получение жилья возникло у него в 2010 году при увольнении с военной службы, а принятие на учет только в 2011-2012 годах связано с неправомерными действиями командования и жилищной комиссии войсковой части, что было установлено вступившими в силу судебными решениями.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норма закона полностью согласуется с положениями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ, порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями, в МВД РФ приказом от 12 февраля 2010года N 75 утверждена "Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", действующая с 7 мая 2010 года, то есть регулировавшая правоотношения по поводу обеспечения заявителя жильем в период его увольнения с военной службы.
Ранее в ВВ МВД РФ каких - либо нормативных актов, предоставляющих военнослужащим право быть признанными нуждающимися в получении жилых помещений во внеочередном порядке не было.
Так как на момент увольнения заявителя с военной службы имелся нормативный акт, регулирующий правоотношения по поводу очередности предоставления военнослужащим ВВ МВД РФ жилых помещений, ссылка автора жалобы на положения ч. 3 ст. 11 ГПК РФ ст. 7 ЖК РФ является ошибочной.
Следует иметь ввиду, что в период обращения Пальмина в жилищную комиссию "Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 февраля 2000 года N 80, была признана утратившей силу, а потому ссылка в жалобе на его применение по аналогии не может быть признана состоятельной.
В настоящее время в Министерстве обороны РФ нормативные акты, регулирующие порядок обеспечения жильем военнослужащих, не предусматривают его предоставление во внеочередном порядке.
Поскольку Пальмин не подпадал под перечень военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением во внеочередном порядке, указанный в п. 21 Инструкции и не относился к гражданам, перечисленным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вывод суда о законности оспариваемого решения жилищной комиссии и действий командира воинской части, утвердившего его, а также об отказе в удовлетворении заявленных требований, является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 года по заявлению Пальмина Сергея Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.